Жан Люк Понти. Новое слово в лексике джаза.

Sep 13, 2010 13:34


3 ноября. Дом Музыки.


До Жана Люка Понти в «словаре» джаза скрипка занимала одно из последних мест, где-то между органом и гобоем. Но на то и существуют правила, чтобы их нарушать. Жан Люк Понти сделал невозможное - из звука «заслуженного» инструмента, он сделал настоящий «джазовый блокбастер». Скрипка в его руках заговорила языком Джорджа Дьюка и Чика Кориа, она не просто гармонично влилась в джаз, но сделала его еще более интеллигентным. Она стала тем недостающим пазлом, без которого джаз с меньшей долей уверенности называли бы классикой.
Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) родился 29 сентября 1942 года в городе Авранш (Франция) в семье преподавателей игры на скрипке (отец) и фортепьяно (мать). В 16 лет он поступил в национальную консерваторию "Conservatoire National Superieur de Musique de Paris", а в 18 окончил ее с высшей наградой заведения Premier Prix. После чего был немедленно нанят Большим Парижским Симфоническим Оркестром.
Активно концертируя с оркестром в качестве первой скрипки, Жан Люк по ночам играл в клубах на кларнете, вместе со школьным джаз бэндом. Растущий интерес к джазу заставил музыканта взяться за тенор-саксофон, но вскоре он понял, что только его главный инструмент - скрипка, поможет ему по-настоящему выразиться в джазе.
Усидеть на двух стульях было невозможно, и однажды Жану Люку пришлось сделать выбор: «Естественно, я должен был сделать выбор, поэтому я рискнул с джазом». Как показало время, выбор оказался оправданным. Быть может мир классической музыки и получил бы второго Ойстраха, но джаз точно не досчитался бы первого Жана Люка Понти.
Первоначально Жан Люк Понти столкнулся с настоящей полосой препятствий, ибо скрипку из-за особенностей ее звука (вибрато) не хотели воспринимать, как джазовый инструмент, но постепенно раздавались голоса именитых критиков, что скрипка Понти столь же захватывающа, как и саксофон.
В 1964 году в возрасте 22-х лет Понти записал свой первый сольный альбом «Jazz Long Playing», с тех пор его карьера стремилась только вверх. Музыка к кинофильмам, записи с Элтоном Джоном, Эл Ди Меолой, Стефаном Грапелли, Стенли Кларком и многими другими выдающимися музыкантами современности…
В 80-х годах, Жан-Люк Понти совершил мировое турне и сделал запись 12-ти альбомов, все достигли пятерки лучших джазовых альбомов в хит-параде известного мирового журнала "Billboard" и разошлись общим тиражом более чем 15 миллионов копий.
90-е годы ознаменовались выпуском эпического альбома «Tchokola», в котором Жан Люк Понти впервые объединил акустическую и электрическую скрипки с мощными многоритмичными звуками западной Африки. Многотысячные стадионы принимали эту музыку, как новое откровение.
Двухтысячные для Понти - это записи с мега-звездами джаза, активная гастрольная деятельность, а в его творчестве - возвращение к истокам, к джазу 70-х.
В Москву Жан Люк Понти привезет свой новый альбом, отдавая дань уважения российской публике.
Previous post Next post
Up