Во время всех наших путешествий мы уже не раз поднимались в горы и на вулканы, преодолевали высокогорные перевалы, ходили по древним развалинам, сплавлялись по бурным рекам и озерам, летали на парапланах и ультралайте, любовались водопадами и гейзерами, вдыхали фумароловые ароматы, лежали на лаве и восхищались ледниками. Но мы еще ни разу не были где? Правильно, в пустыне. А какая у нас самая большая пустыня на Земле?
В Сахару можно попасть, съездив в Алжир, Египет, Западную Сахару, Ливию, Мавританию, Мали, Нигер, Судан, Тунис, Чад, ну и конечно, Марокко.
Побывав в Марокко и не съездить в Сахару - это большое упущение. Жалели бы всю жизнь точно.
Обычно посещение марокканской Сахары заключается в следующем: надо приехать в деревеньку Мерзуга, найти подходящий camel trek, ну и отправиться смотреть местные дюны. Что мы и сделали, выехав из Мидельта сразу же после раннего завтрака. Но Лена даже успела побегать на рассвете.
А вообще очень много европейцев едут сюда на подготовленных джипарях порассекать по песочку.
Время в пути течет незаметно, еле успеваешь запомнить пейзаж, который меняется каждую минуту. Горы сменяются степью...
1.
И затем также резко на горизонте возникают песчаные барханы. И вот также неожиданно мы заехали на смотровую площадку каменистого ущелья, а внизу был густой пальмовый лес.
2.
Любуясь пейзажиком, попили чайку с гранатиком и поехали дальше. Чем ближе к Мерзуге, тем больше встречается вывесок на разный манер, зазывающих к себе пожить, либо организовать какой-либо тур. Сначала заехали мы в касбу Мерзуга. За camel trek запросили по 700 дирхам с человека (доставка туда-обратно на верблюде, ужин, завтрак). Нам такой расклад не понравился, дороговато. Едем дальше. Тут же к машине подбегает туарег и предлагает все тоже самое, но уже за 400. С такими уличными зазывалами лучше не связываться.
Мерзуга появилась и стала развиваться на пике популярности марокканской Сахары среди туристов. Представляет собой скопление касб разного уровня. Нам приглянулась Kasbah Azalay, где мегаприветливый бербер продал нам тур за 350 дирхам.
Через пару часов расслабона у бассейна начался наш camel trek. Караван - это 3 одногорбых верблюда, сцепленных веревками. Да да, одногорбых! И у них даже название есть - дромедАр или дромадЕр. А двугорбые называются бактрианами.
3.
4.
Молоденький туарег-гид помогает нам сесть, чему дромедары явно не рады. Они фыркают, сопят, орут и каждую секунду порываются вскочить на ноги.
После усадки и съемок на память под руководством туарега, шагающего впереди, двинулись в Сахару встречать закат.
В этой местности живут 3 типа аборигенов: берберы, бедуины и туареги. Каждому соответствует свой цвет, соответственно белый, черный и синий. Раньше они враждовали между, но все это осталось в прошлом. И сейчас уже сложно найти чистого бербера либо бедуина, либо туарега. Все уже перемешались.
Верблюд ступает мягко на своих тонких ножках, тебя качает из стороны в сторону. Поначалу ты чувствуешь каждый его шаг и растущее недовольство. Одно неверное движение, верблюд оступится, ножки его сломаются, и ты улетишь далеко вперед. Но это все фантазийное. Через какое-то время привыкаешь, ловишь ритм, расслабляешься и появляется возможность повертеть головой в разные стороны, лицезрея песчаные дюны.
5.
6.
7.
8.
В пути верблюды вздыхают, иногда ворчат и часто какают. И постоянно шарахаются от рычащих звуков квадроциклов.
Песчаные дюны Эрг Шебби - это кусок Сахары, принадлежащий Марокко. Этот песчаный массив протянулся в длину на 22 км и в ширину на 5 км. Поэтому, найти здесь кусок нетронутой пустыни очень сложно. Большая часть исхожена и изъезжена джипами, квадриками и верблюдами.
Примерно через часа полтора дромедары приводят нас к лагерю. Наконец-то можно размять наши затекшие попы и ножки. С бурными возгласами сползаем с верблюдиков и бежим на самую высокую дюну запечатлеть последние лучики солнца.
9.
10.
Внизу нас ждут берберские палатки по типу азиатских юрт. Первая палатка - это наша спальня с мягкими кроватями и стопкой одеял. Вторая, побольше - наша столовая. А еще в стороне стоит уютный тубзик с горящей свечкой внутри.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Разгар сезона еще впереди, поэтому в этом лагере мы единственные туристы. Пока мы прыгали по дюне, наш туарег приготовил нам обед. Сначала был традиционный мятный чай и орешки, потом огромная чаша с салатом, потом таджин, потом еще что-то. В общем, на все кушанья нас не хватило, салат, как всегда, был лишним. В дополнение ко всему обычно туареги дают концерт для туристов. Но наш проводник видимо забыл про это.
20.
Под свет фонариков, расставленных на песке, отправляемся спать. Вокруг ни единого звука, тишина, глубокая, звенящая. И миллиарды звезд на небе. Их так много, и они так близко, что можно без труда до них дотянуться.
В пустыне особенный климат, днем ты умираешь от палящего солнца, а ночью зубами стучишь от холода. Раздеваться не стали, так и легли в одежде под тремя теплыми одеялами.
21.
22.
К холоду мы кое-как привыкли, за исключением Лениных глаз, они у нее опять замерзли. Поразила нас темнота. Закроешь глаза - темнота, откроешь глаза - опять темнота, и никакой разницы.
На рассвете Леня опять проснулся раньше будильника. Открываешь глаза и «О! чудо! Темнота исчезла, и ты можешь видеть».
Сквозь дырочки в стенах берберской палатки проникают первые лучики солнца, а значит хватит лежать, пора бежать на дюну снимать рассвет.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
После съемок и сборов садимся на наших друзей-дромедаров. Они опять бузят, еще сильнее, чем вчера. Как будто не выспались, а может наоборот засиделись. Очень нетерпеливые. Не успеваешь сесть на верблюдика, он моментально встает на ноги. Отдохнувшие попы и ноги позволяют занять удобное положение, ничего не болит, сидим как заправские туареги, избороздившие пустыню вдоль и поперек. И даже появились мысли, что неплохо бы еще куда-нибудь зарулить на верблюдике, но через полчаса езды они улетучиваются.
29.
30.
31.
В касбе завтрак, hot shower и дальше в сторону города Уарзазат...
Продолжение следует...