Корабли в моей гавани жечь (х/ф "Битва за Мёнрян"/"Myeong-ryang", 2014)

Feb 07, 2021 16:45

Данный обзор написан специально для рандомной кинорулетки.



Традиционно пару слов про название. В оригинале фильм именуется просто Myeong-ryang, и местным зрителям этого достаточно. Как если бы российский фильм назвали "Чудское озеро" - сразу было бы понятно, что это не про достопримечательности Псковской области, а о доблести Александра Невского и его ратников. Но за пределами Кореи места их воинской славы известны мало, поэтому в других странах фильм прокатывался под пафосным названием "Адмирал: ревущие потоки". Видимо, чтобы не путать с отечественным произведением "Адмирал", на русском закрепилось расширительно-описательное "Битва за Мёнрян". Впрочем, до официального проката дело так и не дошло, поэтому возможности разгуляться у локализаторов не было.



В первых кадрах фильма скороговоркой излагается исторический контекст. 1597 год, разгар японо-корейской войны. К этому моменту корейцы нанесли японским захватчикам несколько чувствительных поражений и опрометчиво решили, что Ли Сун Сина, прославленного флотоводца, можно и репрессировать. Однако японцы подтянули свежие силы и переломили ход войны в свою пользу. Ли Сун Сина срочно восстановили в должности и передали под его командование весь корейский флот... сократившийся к тому моменту до двенадцати кораблей. Для сравнения, у японцев на тот момент было около 300 кораблей - правда, историки говорят, что это вместе с транспортными и прочими вспомогательными, но всё равно преимущество врага выглядело ошеломительным.




  В корейском лагере царит уныние. Многие считают, что при таком соотношении сил лучше отказаться от всякой борьбы на море и собрать из моряков сухопутный отряд. Но Ли Сун Син уверен, что ещё сумеет дать бой. Он борется с пораженческими настроениями, однако малодушие соратников победить посложнее, чем самураев. Дело доходит даже до откровенного саботажа.



Тем временем японские командиры в перерывах между истреблением мирного корейского населения увлечённо подсиживают друг друга. Впрочем, они вовсе не дураки, и когда приходит весть о возвращении немало попортившего им крови Ли Сун Сина, готовят свои тактические сюрпризы.



Вот так, в поочерёдном показе противоборствующих лагерей, и проходит первая половина фильма. А вся вторая посвящена собственно исторической битве в проливе Мёнрян. Конечно, сценаристы понимали, что целый час смотреть на перестрелку корабликов зрителям будет неинтересно, поэтому постарались разнообразить ход событий. Нерешительность соратников! Абордаж! Дерзкий манёвр огнём! Ещё один абордаж! Снайперская дуэль! Шахид-мобиль... ой, то есть камикадзе-галера! Личная схватка адмиралов! И так далее, и тому подобное... При этом до откровенного "боевого фэнтези" в духе "Дома летающих кинжалов" дело не доходит, действия хорошо согласуются с законами физики, анатомии и драматургии.



Те, кто ждал самобытного "восточного кино", пожалуй, будут разочарованы. Фильм использует совершенно универсальные лекала военно-исторического байопика. Есть сюжетная линия Командира, показывающая, как нелегко ему нести свой груз ответственности. Есть несколько персонажей "снизу", о которых не вспомнят историки, хотя именно их самоотверженность и обеспечила победу. Есть минутка философии, минутка отчаяния, много минуток превозмогания и в финале минута молчания в память о павших героях.



В эту схему добавлены разве что камео - не актёрские, а персонажные. То есть камера выхватывает из гущи событий одного воина, и мы узнаём, что это и есть начальник гарнизона Нокдо по имени Сон Ё Чжон. Больше его ни разу не покажут, и ничего сюжетно важного он не сделает, но своё упоминание получил. (На самом деле это может выглядеть странно лишь на наш, гайдзинский взгляд. Если показать корейцам фильм про первую оборону Севастополя, им тоже может быть непонятно, зачем концентрируют внимание на простом офицере по фамилии Толстой, который никаких подвигов не совершает, а только рассказики пописывает.)



Как бы то ни было, шаблон работает замечательно. Нигде не чувствуется затянутости, драмы и пафоса ровно столько, сколько нужно. Японцы определённо гнусные захватчики и душегубы, но не лишены доблести - в общем, достойные противники. Корейцы порой поддаются слабости и отчаянию, но всё же они защищают родную землю, поэтому победа будет за ними.



Многие военные фильмы страдают от неконкретности действия. Наши бойцы бегут и стреляют "куда-то туда", как это соотносится со всем полем битвы - решительно непонятно. Иногда заявляют о необходимости удержать какую-то позицию, но в чём её ценность, никто не объясняет. "Битва за Мёнрян" этих недостатков лишена. Место сражения показывают с разных точек зрения, и смысл манёвров становится вполне понятен.



Профессионалы-заклёпочники наверняка найдут, к чему придраться, но с точки зрения дилетанта матчасть выполнена на высшем уровне. Корейские и особенно японские доспехи, разнообразное оружие (и наглядно способы его применения), наконец, корабли - посмотреть есть на что.



Отдельно стоит упомянуть "корабли-черепахи" или кобуксоны - корейские аналоги броненосцев, которые активно разрабатывал и использовал как раз Ли Сун Син. Впрочем, именно в сражении при Мёнран они, спойлер-спойлер, как раз и не участвовали. Тем не менее по ходу действия их то и дело упоминают, а в финале авторы фильма, не удержавшись, всё же показывают "черепаху" в бою. Заявка на сиквел?



Недостатки у фильма найти можно, но по большей части они проходят по разделу вкусовщины. Во-первых, как и во многих восточных фильмах, может показаться, что все персонажи на одно лицо. Путаница усугубляется тем, что почти всё время они ходят в доспехах, так что и по одежде их не различить. Во-вторых, как уже говорилось выше, не помешает хотя бы самое общее знакомство с корейской историей. Ну и в целом жанр военно-исторического кино, с его неизбежным пафосом, не всем по душе. Лично мне ещё пара сюжетных моментов осталась не совсем понятной - возможно, просто надо было смотреть внимательней.



Главный смысл фильма - как и многих его собратьев по жанру - сводится к фразе, вложенной в уста утомлённых битвой воинов-победителей: "Те, кто будут жить после нас, поймут, через что нам пришлось пройти ради них?" Да, понимают и стараются эту свою память передать через кинематограф.



На мой взгляд, этот фильм стоило бы посмотреть для вдохновения всем, кто хочет создавать актуальное сейчас патриотическое кино. Но и простым зрителям, которые хотели бы увидеть сравнительно реалистичный военный боевик в восточном антураже, вполне рекомендуется.


кино, Дримарондо

Previous post Next post
Up