Говорят, она может всё под откос - не вопрос! (х/ф "Машина"/"The Machine", 2013)

Apr 17, 2019 13:24

Данный обзор написан специально для тематической кинорулетки, посвящённой кинокиберпанку. Все скриншоты немного кликабельны




Лесник покосился на киборга и внезапно подумал: а ведь охранники тюрьмы тоже, наверное, не парились. Давали служебным киборгам имена. Подкармливали бутербродами из ссобоек. Может, наедине даже разговаривали с ними, как с лучшими друзьями, которые не осудят и не проболтаются.
  А потом этот друг-компаньон посмотрел на хозяина как на незнакомца и равнодушно свернул ему шею.
Ольга Громыко "Киборг и его лесник"

Европейский Союз опубликовал черновик Директивы об этичном подходе к разработке искусственного интеллекта. В документе указывается, что ИИ должен «соблюдать закон, этические нормы и быть надежным», и все эти составляющие должны учитываться в равной степени. В случае, если какая бы то ни было из них отсутствует, общество должно немедленно добиваться исправления этого недостатка.
Из новостей

Любопытный факт: третий раз я участвую в кинорулетке, и третий раз мне достаются фильмы, которые не могут похвастаться большими бюджетами. Конечно, качество кино напрямую с количеством потраченных на него денег не связано... в отличие от его раскрученности. Вот и британский фильм "Машина" вышел на экраны вроде бы недавно, но прошёл как-то мимо меня. Что же скрывается за этим кратким названием, которое, хвала небу, очень трудно исковеркать нашим локализаторам?
(внимание, на этот раз не обошлось без крупных спойлеров)





  Действие происходит в неопределённом, но явно недалёком будущем, на фоне "холодной войны" с Китаем - по крайней мере, так заявлено в самом фильме. Вот только, судя по количеству военных-инвалидов, конфликт давно уже стал "горячим". А если вспомнить китайцев-эмигрантов, которые свободно шляются по стране, между делом устраивая диверсии, то международная обстановка становится ещё непонятнее.
  В таких непростых условиях министерство обороны начинает возлагать всё больше надежд на разработки в области искусственного интеллекта. Правда, военные понимают это направление исключительно как создание терминаторов. Искусственные части тела (причём многократно усиленные по сравнению с натуральными, но не отличающиеся от них внешне) уже научились делать в таком ассортименте, что на целого человека хватит, лишь с мозгами загвоздка. Люди, которым в нервную систему всякую электронику вживляют, всё норовят с катушек съехать. Так что вся надежда на новую самообучающуюся программу, которая почти прошла тест Тьюринга...




Если смотреть на сюжет, так сказать, с высоты птичьего полёта, с идейного уровня - всё выглядит очень складно, пускай и не ново. Добрые учёные из лучших побуждений собрали искуственный интеллект, а потом пришли злые военные и начали приспосабливать его под свои грязные цели. Однако если машина начала мыслить, то надо быть готовым, что у неё будут свои соображения насчёт того, в кого стрелять и чьи приказы выполнять.




А вот воплощение этих гуманистических идей вышло не слишком убедительным. Основная проблема - главный антагонист, куратор проекта от министерства обороны. По воле сценариста он увлечённо пинает всех собачек, встречающихся на пути. Сперва всячески угнетает инвалидов войны, держа их взаперти и ставя на них бесчеловечные эксперименты (хотя в чём именно они заключаются, не рассказано). Заполучив искусственный интеллект, начинает измываться над ним, а заодно и над его создателем - и в процессе выходит за рамки здравого смысла. Такое впечатление, будто военные в фильме озлоблены на всех, кто строем не ходит.




И концовка вызывает недоумение. [[Финальный спойлер]] Максимально прямолинейный хэппи-энд - добро отомстило за все унижения и зверски убило зло, а потом удалилось в закат... и как им там живётся, беглецам от правительства? Если рассматривать этот побег исключительно как метафору, тогда всё красиво. Но соприкосновения с реальностью не выдерживает. Где теперь герои достают еду? а запчасти для имплантов? Чем они вообще собираются заниматься, если стали страшно далеки от народа?




Что ж, если к сценаристу осталось много вопросов, то вот режиссёр с оператором поработали на совесть. Это, конечно, не тот уровень, когда "каждый кадр можно распечатывать и вешать на сцену", но заметно, что пытались снять красиво. Например, практически весь фильм действие происходит или в полутёмных помещениях военной базы, или на ночной природе. Такой подбор обстановки легко объясняется бюджетными ограничениями - но когда финальная сцена разворачивается на фоне восходящего солнца, становится понятно, что создатели как минимум пытались поработать с символизмом.




В одной из сцен главный герой показан сидящим на фоне большого панорамного окна (которое потом оказывается не окном, а скринсейвером настенного экрана). Увидев это, я сразу же воскликнул про себя "Отсылочка к Ghost in the Shell засчитана!" Правда, потом поискал скриншоты - всё-таки точным копированием это нельзя назвать, в аниме поза была другой... но ракурс-то неспроста такой же? или нет?
  Ещё одна мелкая деталь, которую в самом фильме никак не комментируют: когда в андроида стреляют, он заслоняет глаза рукой и бросается на стрелка. Так же вели себя киборги из аниме Gunslinger Girls - их тела были полностью искусственными, и самым уязвимым местом являлись как раз глаза. Отсылка? или просто здравый смысл?




Работа актёров также заслуживает похвалы. Особенно исполнительница главной роли, которой довелось воплотить сразу два совершенно разных образа. Очень жаль, что с заметными ролями в кино и на ТВ у неё как-то не складывается.




Тест Войт-Кампфа Тьюринга для чайников. Светящиеся глаза киборгов. Главная примета прогресса - сенсорные пульты (и для разнообразия наглядно показан основной недостаток таких устройств - чувствительность к загрязнениям). То, как робота называют просто Машина (да-да, название фильма - это имя собственное), дегуманизация в действии. Обжитая лаборатория, при взгляде на интерьер которой сразу верится, что это рабочее место, а не дешёвая декорация. Сама идея о том, что [[спойлер]] возник новый подвид людей, а никто этого толком не заметил в погоне за вундерваффе. Вот такими отдельными деталями фильм и запоминается.




Однако в целом кино вышло каким-то неровным. Первую треть смотреть действительно интересно, там раскрываются персонажи и обнаруживается парочка неожиданных поворотов сюжета. А вот дальше становится скучно и достаточно предсказуемо. Небольшие включения экшена (на удивление качественного) ситуацию не исправляют. По ходу действия могут возникнуть характерные для киберпанка вопросы (вроде "где кончается человек и начинается машина?"), но только в голове у зрителя - сами герои воспринимают всё как должное. Сама история больше не о том, как новые технологии меняют наше общество, а, скорее, о том, как отдельные представители этого самого общества оказываются слепы к переменам, с энтузиазмом забивая гвозди микроскопами.




Не могу назвать фильм откровенно плохим, но и пересматривать его тоже не тянет. Могу порекомендовать "Машину" заядлым поклонникам киберпанка, которые твёрдо намерены ознакомиться со всеми представителями этого жанра, и исследователям малобюджетного кино - поучиться, как грамотно тут распоряжаются небольшим количеством денег. А среднестатистического киномана это зрелище вряд ли увлечёт и уж точно не развлечёт.


кино, Дримарондо

Previous post Next post
Up