Кошка Шредингера

Feb 09, 2006 13:49

Вспомнила, что обещала aleine, если согласится соавтор,   выложить опус . Соавтор согласился :) Внимание, серьезное преуведомление: опус несерьезный!!!
С точки зрения кошки

(Из ненаписанного философского трактата "О кошках")

Все, кто когда-либо интересовался квантовой механикой или читал научную фантастику, знают: результат эксперимента зависит от наблюдателя. В качестве примера, наглядно иллюстрирующего "эффект наблюдателя", приводят обычно мысленный эксперимент, поставленный в 1935 г. австрийским ученым, нобелевским лауреатом (1933 г.) Эрвином Шрёдингером.

Итак, предположим, что у нас есть ящик. В ящике -  радиоактивная частица, баллончик с ядовитым газом и счетчик Гейгера. Когда частица распадается, счетчик срабатывает и - с помощью специального устройства - открывает баллончик. Как известно, распад ядра - вероятностный процесс, описываемый уравнениями квантовой физики. Вероятность того, что ядро распадется за время Δt, равное периоду полураспада, составляет 50%. С увеличением Δt вероятность распада возрастает.

Предположим теперь, что мы поместили в ящик кошку и закрыли крышку. Если детектор зафиксирует распад ядра, баллончик с газом откроется, и кошка умрет, если нет - останется жива. Пока ящик закрыт, наблюдатель не может сказать, жива кошка или нет. Согласно законам квантовой физики, кошка находится в состоянии линейной комбинации живой и мертвой кошек, иначе говоря, одновременно на x%  жива и на (100-x)% процентов мертва. В таком состоянии кошка будет пребывать до тех пор, пока наблюдатель, заглянув в ящик, не снимет неопределенность.

Но - заглянув в ящик, наблюдатель увидит либо живую, либо мертвую кошку. Допустим, наблюдатель увидел мертвую кошку. Однако пока он не заглядывал в ящик, кошка теоретически была частично - на какое-то количество процентов - жива. Следовательно, кошку убил наблюдатель. Согласно законам квантовой физики, присутствие наблюдателя переводит систему из состояния линейной комбинации волновых функций в чистое состояние.

Итак, результат эксперимента зависит от Наблюдателя. А как же Кошка? Разве от нее ничего не зависит? Тоже ж ведь живое существо, наделенное каким-никаким, но разумом, и  уж безусловно, свободой воли.

При попытке рассмотрения ситуации с точки зрения Кошки сразу же возникает ряд вопросов.  Осознает ли Кошка, что она - ни живая, ни мертвая - заперта в ящике в условиях непосредственной угрозы жизни и что исход эксперимента зависит от того, какой - живой или мертвой - ее увидит Наблюдатель, когда откроет крышку… если вообще откроет?  И - если осознает - то какова ее, Кошки, реакция?

Надо полагать, большая часть кошек - примерно 90% - если даже и осознает, то над этим не задумывается, принимая как должное существование в экстремальных условиях. Что касается оставшихся 10% - тех, которые осознают и задумываются, - то их мнения по данному вопросу существенно расходятся.

Ряд кошек полагает, что Наблюдателя не существует вообще, что это - миф, созданный в давние времена примитивными кошками, а современная, прогрессивно мыслящая Кошка должна быть свободна от предрассудков.

Некоторые кошки, не отрицая наличие потенциальной угрозы со стороны Наблюдателя теоретически, вполне разумно полагают, что Наблюдатель все равно откроет Ящик, когда откроет, и увидит Кошку, какой увидит, а так как поделать с этим ничего нельзя, то, пока есть время, надо жить и радоваться жизни.

Кошки-берклианцы - кошки, которые считают, что их esse есть лишь percipe Наблюдателя. А что, если Наблюдатель так никогда и не откроет Ящик, и Кошка, существующая лишь в восприятии Наблюдателя, так никогда и не узнает, жива она или мертва?

Ницшеанские кошки - "живи с опасностью, умри со славой". Они утверждают, что Наблюдатель умер. По слабости здоровья не пьют пива, не слушают военные марши и воспевают доблесть одиноких кошек-воинов. Мораль кошек, верящих в Наблюдателя, - это мораль трусов. Она ослабляет и ведет к деградации белокурых кошек с голубыми глазами.

Кошки-экзистенциалисты: все, что есть, есть в Ящике. Что за крышкой Ящика, не знает никто. За крышкой Ящика нет ничего. Ужас небытия.

Есть также кошки, утверждающие, что предопределено все, а значит, и результат эксперимента. Кому назначено погибнуть - тот погибнет,  кому назначено спастись - тот спасется. Эти кошки не радуются жизни, они мрачны и унылы, они стараются по мере сил и возможностей не царапаться и не  кусаться и честно ловят мышей.

А еще есть кошки, которые убеждены, что исход эксперимента в немалой степени зависит от Кошки. Точнее, от ее любви к Наблюдателю. Любовь Наблюдателя к Кошке - как имеют дерзновение полагать особо продвинутые особи из числа запертых в Ящике - безусловна и несомненна. И будучи безусловной, по определению не зависит ни от чего, в частности, от внутренней позиции Кошки и ее поведения, не всегда безупречного. (То есть, согласно их утверждениям, Наблюдатель равно любит и хороших кошек, и дурных, но дурные кошки - те, которые не любят Наблюдателя и плохо себя ведут, - очень его огорчают. А разве можно огорчать того, кто тебя безусловно любит? Этим кошкам рано или поздно должно стать очень-очень стыдно.)

Так вот, эти кошки, как уже было сказано выше,  утверждают, что результат эксперимента зависит от веры Кошки, ее надежды и любви к ненаблюдаемому Наблюдателю. (Впрочем, некоторые кошки утверждают, что они, будучи в Ящике, видели Наблюдателя и остались живы - и в Ящике. Чаще всего - это особи, страдающие неизлечимыми расстройствами психики.)

На первый взгляд может показаться, что зависимость линейна, т.е., чем сильнее любовь Кошки к Наблюдателю, тем выше вероятность того, что при открывании Ящика Наблюдателем Кошка окажется жива. Но так ли это?

Нет, утверждают еще более продвинутые кошки, не так. Возможно, что любовь и доверие Кошки к Наблюдателю сильны настолько, что Кошке уже безразлично, окажется ли она по итогам мертвой или живой, полностью полагаясь на волю Наблюдателя и не имея сомнения в том, что, каков бы ни был результат, все к ее благу (ведь Наблюдатель ее любит безусловно).

А бывает и так, что доверие и любовь Кошки к Наблюдателю еще сильнее. И вот тогда-то Кошка желает оказаться скорее мертвой, нежели живой, если таково желание Наблюдателя.

Впрочем, почти все кошки, не отрицающие сам факт существования Наблюдателя, сходятся в том, что "Наблюдатель не есть Наблюдатель мертвых, но Наблюдатель живых, потому что для него все кошки живы".

Февраль 2002

зарисовки, философическое, смешное

Previous post Next post
Up