Я всегда думал, что судетские немцы имеют право отделиться от Чехословакии, где у них были серьезные основания жаловаться на дискриминацию. Например, им были запрещено с определенного момента проводить политические митинги. Понятно, почему, после введения запрета на проведение политических митингов, депутаты от судетских немцев вышли из парламента Чехословакии. (1).
Кроме того, у немцев в Чехословакии были проблемы с неравноправием немецкого языка и т.д.. Немецкий историк Иоганн Вольфганг Брюгеля "критикует чехов за то, что до 1926 года они не привлекали немцев к работе в правительстве; за принятие Конституции ЧСР без участия немцев, что стало «пятном на чехословацкой демократии» за некоторые законы, создавшие ситуацию неравноправия, в первую очередь лингвистического. Он верно отмечает главное противоречие в государственной идеологии Чехословакии -- между «идеей построить современное, демократическое и проевропейски ориентированное государство, справедливое одинаково ко всем своим гражданам, о чем мечтал Масарик, и тенденцией... сделать это государство... средством реализации национальных устремлений чешского и словацкого народов» -- и обвиняет чешских националистов в противодействии планам Масарика сблизиться с немцами:«…представление о национальном государстве все же часто было непризнанным руководством к действию для весьма сильного -- и, в большинстве своем, националистически ориентированного -- чешского чиновничьего аппарата, который в лозунге “наша республика” видел не совсем то же самое, что Масарик и Бенеш»" (2).
Все так. Требования автономии немцев в таких условиях были разумны. Только вряд ли это право судетских немцев может служить оправданием для симпатий значительной их части к нацистскому рейху. И уж тем более нет оправданий для оккупации нацистской Германией территории Чехословакии, включая те ее регионы, где жили не только немцы или вовсе не немцы.
1.
http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1938cseh.php 2.
http://magazines.russ.ru/nz/2007/6/ti25.html