Из одной дискуссии. Евреи в раннем СССР

Apr 15, 2013 11:57

"Черными" называли евреев в городах Сибири, еще до революции. В частности, я читал документ, в котором говорилось, что когда в Омске (или Иркутске, точно не помню), пропал чей-то ребенок, то население стало обвинять в этом "черных", то есть местных евреев и готовиться к погрому. Который, впрочем, не удался, поскольку евреи скупили все оружие в городе (горячее и холодное) и создали отряды самообороны - погромщики не решились.

А в 20е г в Москву перебралось около 200 тыс евреев, составивших около 10% населения города. Это создавало проблему, поскольку в Москве были трудности с жилплощадью, да и с работой, и население стало обвинять в жилищном кризисе "черных". Чем-то похоже на нынешние разборки. Хотя и не во всем. Например, тогда действовала уголовная статья за антисемитизм, а власти охотно брали евреев на разного рода престижные работы (у Бабеля см.- "я приехал в Питер и устроился работать в ЧК").

Но любопытно, что тогда же это вызвало и определенный кризис, в Московской прессе в 1926 г была опубликована антисемитская статья Ключникова, где обсуждалась проблема "понаехавших". Агурский связывает это с борьбой руководства партии против троцкистов - косвенно удар по евреям был направлен против Троцкого.

Впрочем, эта компания быстро сошла на нет и, кажется, до конца 40х гг тема антисемитизма оставалась "антисоветской", а многие евреи, переехавшие в крупные города, при режиме процветали. Это обстоятельство подпитывало низовой антисемитизм населения СССР, поскольку в глазах части населения евреи воспринимались как часть правящей прослойки, как начальники. Тут, правда, нужно заметить, что судя по исследованиям Б.Павлова и С.Павлюченкова, данная форма антисемитизма приобрела широчайшее распространение в России еще в 1918-1921 гг.

Процветание это сильно пошатнулось в 1937, когда власти проредили руководящие кадры, среди которых было огромное количество евреев, в камерах евреи составляли около 20% по воспоминаниям Иванова-Разумника, но тут был не антисемитизм, а, т.с. общие основания, просто евреев было много в руководящем аппарате партии и государства.

А вот положение евреев, оставшихся в бывшей черте оседлости оказалось не особо хорошим в те годы. Дело в том, что большинство или очень большая часть, были индивидуальными либо частными мелкими и мельчайшими ремесленниками и торговцами. Им пришлось несладко - налоги, закрытие их лавок и мастерских и прочее. По этой причине нельзя сказать. что существование евреев в раннем СССР было столь уж успешным. Многие из тех, кто ринулся в крупные города, получили образование, сумели сделать блестящую карьеру в органах власти, в партии, в промышленности и науке. Можно даже сказать, что еврейские кадры в какой-то мере стали интеллектуальным наполнителем системы. Но те, кто не отказался от прежнего образа жизни, попали в трудное положение.

Тут, конечно, возникает вопрос, почему ранние большевистские власти создали для евреев и других нацменьшинств (латыши, армяне) великолепные карьерные возможности. Мне видится несколько причин.

Прежде всего, большевистский режим имел довольно слабую опору в толще крестьянского и рабочего населения в 20 е гг, и следует помнить, что восстания и протесты крестьян и рабочие стачки 1918-1921 гг были огромны и едва не свергли его. По этой причине ставка делалась во многом на нацменьшинства.

Кроме того, идеология освобождения угнетенных народов играла важную роль в большевизме. И хотя на практике даже ранние большевики часто отказывались от нее (централизованное управление национальными регионами из Кремля, что означало реальную потерю этими регионами автономии, военная оккупация и русский национализм при большевиках в Средней Азии, уничтожение независимости республик Закавказья в 1920-1921 гг, резня башкир отрядами русских большевиков-националистов Руденко и Поленовым, и т.д.), инерция этой идеологии играла определенную роль и лишь постепенно она трансформировалась, приспособилась к нуждам правящей элиты в преимущественно славянской империи (откуда и поздний антисемитизм сталинской политики, и ее подчеркнутый русский национальный патриотизм).

И наконец, сама верхушка большевиков была многонациональной и нацменьшинства играли в ней важную роль еще до революции, в то время, как именно царизм, а затем белое движение, опирались на русский национализм и антисемитизм, стараясь победить большевиков и другие революционные партии. Поэтому возобновление старой русско-патриотической линии могло быть опасным шагом для новой элиты, и она решилась на него лишь много позднее и под давлением обстоятельств, в частности, мировой войны. Но это уже другая история.
Previous post Next post
Up