О ЛИВИЙСКОМ ВОССТАНИИ

Apr 19, 2011 07:05


Несколько текстов о Ливии соединились вместе, появилсь нечто цельное.  Вероятно, это пока последний аналитический текст по Ливии на ближайшее время. На очереди революции в Сирии, Йемене, оккупированных Ираке и Палестине.



Ливийские повстанцы в городе Мисрата (200 км от Триполи). Полумиллионная Мисрата, третий по величине город Ливии - один из главных центров восстания. Здесь сражается наиболее  стойкая и организованная группировка повстанцев. Но город постепенно превращается в руины.

ЧАСТЬ 1. Анализируя Восстание.

Возрастные особенности. Молодежная Революция

Костяк повстанцев согласно отчетам и сводкам с фронта - молодежь ("шабаб"). А среди молодежи крупные категории - это безработные и учащиеся. С одной стороны в Ливии 30% безработица, это уровень Великой Депрессии в США и надо учитывать, что основная масса безработных среди молодежи. С другой, Бенгази - столица восстания, это крупный студенческий центр. Так что не будет большой ошибкой сказать, что восстание главным образом, молодежное, а наиболее значительные группы в нем - студенты и безработные. Вместе с тем, в самых массовых выступлениях и демонстрациях наряду с молодежью участвовало, вероятно, все или почти все население крупных восставших городов.

Региональные Особенности. Провинция против Столицы

Восстание охватило все крупные проинциальные города на Западе и Востоке Ливии, но не столицу, где, видимо, Каддафи имеет определенную популярность. В некотором смысле это восстание провинции против столицы, где перераспределяются нефтедоллары. Это примерно как если бы Питер, Новосибирск, Саратов, Курск и Пенза восстали бы против Москвы.

Городское Восстание

Против Каддафи восстали города, среди них два крупнейших после Триполи городских центра - Мисрата на Западе (500 - 600 тыс населения) и Бенгази на Востоке (от 700 тыс до 1 млн).

Межклассовое Восстание.

Пролетариатом можно называть всю массу населения, отстраненную от принятия экономических и политических решений. Естественно, что и студенты, и безработные, и мелкие ремесленники, которых множество среди повстанцев - это пролетариат в широком смысле. Наряду с этими категориями в восстании участвуют представители мелкой и средней буржуазии, использующей наемный труд, менеджеры и пр. категории эксплуататоров невысокого ранга. Возглавляет повстанцев Национальный Совет, в котором присутствуют бывшие чиновники режима Каддафи. Фактически, наблюдается почти всеобщий (в пределах  провинции) подъем населения против правящей олигархической группировки - семейки Каддафи, перераспределяющей нефтедоллары и его неподконтрольной обществу военно-полицейской бюрократии. Это, своего рода, восстание "третьего сословья" против современного неоабсолютизма, похожее на ранние буржуазные революции. Можно расчитывать, что после победы восстания, представители социальных низов станут действовать автономно от буржуазии, как это происходит сегодня в Египте и Тунисе, где непрерывно вспыхивают забастовки и бунты.

Фабричный пролетариат, гастарбайстеры

Классический фабричный пролетариат в Ливии - это рабочие-гастарбайтеры из Египта, Туниса, Черной Африки и Восточной Азии. Их много, по разным оценкам от 200 тысяч до миллиона - огромные цифры, если учесть что в Ливии всего 6 миллионов населения. Неучастие пролетариата фабрик в восстании - один из крупнейших его (восстания) провалов. По схожей причине провалилось восстание в Бахрейне: лидеры оппозиции призвали ко всеобщей стачке, но 500 тыс рабочих-гастарбайтеров - основа фабричного пролетариата Бахрейна, не поддержали революционное движение: им нет дела до восстания в чужой стране, где они - парии. Вот если бы им предоставили равные права и пожизненный вид на жительство... И наоборот, в Египте, где фабричный пролетариат преимущественно местный, но тоже плохо оплачиваемый, участие рабочих в восстании и массовые стачки во многом переломили ход событий. Постепенно парализуя экономику, рабочие вынудили Мубарака к уходу. Таким образом, один из главных уроков восстаний в том, что без союза с фабричными рабочими и гастарбайтеров с коренными, все плохо. Но учесть интересы гастарбайтеров может только социально-революционное восстание. Буржуазная идеология в этом смысле препятствует победе восстания, поскольку ничего не предлагает рабочим-гастарбайтерам.

Племенные особенности

Возможно, в восстании играют какую-то роль племенные особенности Ливии. Но нет ясных указаний на то, как племенной фактор оказывает влияние на движение. Первоначально некоторые сторонники племенных теорий указывали, что восстание охватило восточные привинции Ливии, что восстали большие союзы родственников-соплеменников на Востоке, однако  это неверно, поскольку против Каддафи восстали крупные города Мисрата и Зауия на Западе, а так же ряд других небольших городов западного региона (Мслата, Зинтан, Звара и другие, где велись или ведутся бои с повстанцами). Вообще, Ливия - урбанизированное общество с современной промышленностью, инфраструктурой и системами образования (самый высокий в Африке уровень грамотности), а восстали против Каддафи именно города. Поэтому совершенно неуместно сводить восстание к племенным отношениям. Такие отношения являются ядром иной, архаичной родоплеменной общественно-экономической системы, а в современном городе постепенно нивелируются. Вместе с тем, очевидны культурные отличия Ливии от Египта. Ливийцы - народ, долгое время сохранявший племенную структуру, элементы родо-племенной демократии, не знавший долгих тысячелетий унизительного восточного рабства (точнее азиатского деспотизма) наподобие египетского, оказались радикальнее египтян и быстро поднялись на вооруженное восстание против режима.

Революция против неолиберализма

Неолиберальные реформы, проводившиеся правящей семьей Каддафи в последние годы - приватизация ряда предприятий, реформы образования и медицины вели (не могли не вести) к росту социальной поляризации. Похожая ситуация наблюдается в Египте, Тунисе, ряде других арабских стран. Все указывает на причины восстания в Ливии, схожие с восстаниями в других арабских странах. Разумеется, это не исключает наличие в ливийском восстании ряда уникальных особенностей.

Идеология

Как и во всей панарабской революции идеи восставших весьма неопределенные. Они требуют народоправства, демократии, равенства в правах, критикуют коррупцию и возмущаются безработицей. Все это так же характерно для ранних стадий буржуазных революций 18-19 вв. Возможны аналогии с Весной Европейских народов - революцией 1848 г или с Великой Французской Революцией. Можно предположить, что это сходство вызвано массивным переносом в арабские страны западной промышленности, систем образования, принципов городского хозяйства. С другой стороны очевидно, что если антиавторитарные социалисты и другие социал-революционеры не станут участвовать в аналогичных восстаниях, то у них не будет шанса повлиять на дальнейший ход событий. Напомним, что  русская революция 1917 г первоначально привела к власти Временное правительство во главе со сторонниками империалистической войны на стороне союза западных держав (Антанты); возглавили ВП ярые сторонники частной собственности, либералы. Если бы леворадикальные силы не прилагали усилий к изменению этого положения, они бы, скорее всего, проиграли. Поэтому ливийские анархисты поддерживают восстание и не поддерживают интервенцию и колаборационистский Национальный Совет. Необходимо, вслед за ливийскими анархистами, различать массу рядовых участников революции и вождей.

Роль религии

Восстание не исламистское,  как и в Египте, но исламисты в нем участвуют -  ветераны Ирака играют важную роль. Хотя их количество сравнительно не велико, они хорошо подготовлены и мотивированы. Стоит добавить, что социальные низы во всех арабских странах религиозны. Реигиозность не равна исламскому фундаментализму, большинство людей не являются салафитами  и им подобными. Но эта первичная религиозность никогда не была полностью утрачена. В отличие от бывшего СССР, в арабских странах последние полвека имело место противоречие между относительно светскими элитами и относительно религиозными низами. Это тоже дает шансы фундаменталистам в настоящем и будущем. И здесь ситуация аналогична положению в Тунисе и Египте, где фундаменталисты так же весьма влиятельны. Возможно, в будущем социально-революционное (анархистское) движение должно будет учитывать такие факторы и адаптироваться к реальности, синтезировав свои идеи с различными левыми ответвлениями религиозных практик, как это сделали леворадикальные шиитские деятели и движения в Иране 70х гг, с тем, чтобы направить движение низов против эксплуататорских классов.

Твиттерная революция

В ливийском восстании, как и в египетском, важную роль играет интернет, социальные сети. Благодаря Твиттеру участникам восстания удалось прорвать  информационную блокаду, установленную режимом, в какой-то мере организоваться на первых этапах движения.

Интервенция

Богатая нефтью Ливия стала объектом интервенции современной Антанты, союза США, Англии и Франции. Их цель - контроль над местной нефтью и превращение Ливии во второй Ирак. В случае их вероятного успеха, они присвоят себе основные доходы от нефти и станут силой подавлять оппозиционные настроения. Можно ожидать, что против них развернутся со временем мирные выступления и партизанские войны наподобие иракской и афганской. Однако, на данном этапе интервенция привела к деградации ливийской революции и массового протестного движения, ставших заложниками западных империй.

Часть 2  Как Это Будет для Антиавторитарных Социалистов (анархистов)?

Наступление революции

Восстание охватило всю или почти всю ливийскую провинцию и пригороды Триполи, к нему так же присоединились многие армейские части, правда солдаты скоро побросали оружие и разошлись по домам и лишь немногие примкнули к повстанцам. Затем наступила пауза. Силы контр-революции, верные фашистскому режиму Каддафи, перегруппировались и начали контр-наступление. Возможно, была допущена ошибка, связанная с потерей темпа, а требовалось немедленно перебрасывать все наличиные силы повстанцев в Триполи, дабы, не давая врагу передышки, добить его в его же логове.

Война и Восстание

Повстанческая армия, созданная из горящих энтузиазмом, но плохо обученных и недисциплинированных добровольцев, не может противостоять регулярным войскам в открытом бою.  Она, насколько это возможно, должна действовать ассиметрично. Не случайно ливийские повстанцы плохо воюют на открытой местности и в маленьких населенных пунктах и хорошо - в относительно крупных городах. Крупные города, горы, сельская местность должны стать ловушками для контр-революционной армии, в которые она сможет войти, но из которых она не сможет выйти (в Ливии, к сожалению, сельской местности практически нет, там пустыня).

Социальные преобразования

Социальная революция означает повсеместное и полное обобществление имущества, переход предприятий под контроль собраний трудовых коллективов и подотчетных им советов, переход всей инстраструктуры в руки территориальных собраний и подотчетных им советов, формирование городских, региональных и т.д. советов делегатов от предприятий и территорий. Все имущество, склады, промышленность переходят в руки ассоциации территориальных и производственных собраний и советов. Новый общественный строй должен немедленно создать равные условия для всех жителей, мужчин и женщин, дать им право голоса в народных собраниях, не оставить ни одной семьи без материальной помощи, облегчить страдания голодных и больных. Продукты питания, медикаменты, одежда и прочее должны распределяться народными собраниями, а не продаваться. Все транспортные и военные средства поступят в распоряжение советов и будут использованы в общественных целях. Кое-что из этого сделано в столице восстания - Бенгази, но далеко не все. Между тем, в трудные периоды борьбы городской бедноте придется хуже всего, так как у нее, в отличие от остальных, нет запасов, и она может первой отвернуться от восстания, разочароваться в нем. Поэтому, в восставших городах не останется бедных и богатых, все излишки немедленно конфискуют у богачей и равномерно распределят среди населения.

Интернационализм

Из-за действий расистов, а так же из-за слухов о наемниках, в Ливии начались нападения на рабочих-гастарбайтеров. Из-за этого, а так же из-за нежелания вступать в чужую борьбу, сотни тысяч иностранных рабочих покинули Ливию. Между тем, гастарбайтеры из Еигипта, Туниса, Черной Африки, Китая составляли значительную часть рабочего класса и населения Ливии. В результате остановились многочисленные предприятия, в частности те, что изготавливают продукты питания и транспортируют их в ливийские города. Мигранты проявили нулевой интерес к восстанию. Они просто не считают эту борьбу своей. Они правы:  текущая революция не учитывает их интересы, ничего им не дает. Между тем, рабочие-мигранты представляют собой колоссальную разгневанную массу, незаменимый трудовой и военный резерв революции. Они должны быть вовлечены в нее, без них революция не преуспеет. Страна, бывшая для гастарбайтеров негостеприимной мачехой, станет их домом. Рабочие-мигранты немедленно получат от социальной революции все права, включая человеческое жилье и условия жизни. Бывшие изгои и рабы станут свободными людьми, полноправными членами самоуправляемых коллективов. Они останутся в стране столько, сколько пожелают, например пожизненно, они так же смогут, если захотят, перевести своих родственников в свой новый дом. Они получат полное право на свободное развитие своей культуры и языка. Тогда многие из них станут самыми твердыми сторонниками революции, самыми непреклонными ее бойцами.

Интернационал Советов

В случае с ливийским восстанием большинство держав Запада и Арабского мира стоят за повстанцев. С социальной революцией такого не будет. Наоборот, она вызовет потоки лживой контр-пропаганды и интервенцию, подобную той, которая происходит в Бахрейне (туда ввела войска Саудовская Аравия с целью подавить местную революцию, угрожающую ее интересам). Как видим, правящим классом плевать на целостность государств, когда под угрозой власть и кошелек. Но, к счастью, современные революции не происходят в одиночку. Неизбежным и необходимым этапом социальной революции станет немедленное объединение всех сил сторонников самоуправляющихся рабочих советов во всех восставших странах, с последующей переброской вооруженных отрядов революции в наиболее опасные регионы (вне зависимости от национальной принадлежности). Через территории, не охваченные восстаниями, пробьют корридоры, если это будет нужно для соединения сил революции. Границы государств будут смыты; национальный суверенитет уничтожен, везде, где возможно, установлен строй непартийных собраний-советов, находящихся в отношениях добровольной ассоциации. Такой порядок вещей станет основой нового мира без границ, без наемного труда, без собственности, без государства.

P.S.
Да, как всегда, все сказанное не имеет отношения к России. В ней все хорошо, все свободны, а никакие восстания невозможны, просто потому, что все счастливы.

Примечания

1. Заметки ливийских анархистов о ливийской революции. Об их отношении к революции и интервенции:

http://wwp666.livejournal.com/34782.html


http://shraibman.livejournal.com/609196.html


2. Массовые манифестации:

Мисрата
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=fvWDl0U0WiM

Бенгази
http://www.youtube.com/watch?v=yrH5ta-wcx0&feature=player_embedded

3. Репортаж о Коммуне Бенгази
http://shraibman.livejournal.com/610802.html

4. Обзоры классового состава участников восстания можно прочитать здесь

http://a-kleber.livejournal.com/822872.html
http://a-kleber.livejournal.com/821886.html

5. Опровержение слухов, распускавши[ся в начале восстания сторонниками путинского режима и прочими государственниками
http://shraibman.livejournal.com/610116.html

Ливия, Анархизм

Previous post Next post
Up