ДВАЖДЫ ПРОКЛЯТАЯ ТРАДИЦИЯ
Дважды Проклятая Традиция
Ушел из жизни Марек Эдельман, один из руководителей восстания в Варшавском гетто. Эдельман по взглядам был бундовцем, т.е. социалистом и сторонником еврейского автономного культурного развития. После войны он жил в Польше, а в 1980-1981 гг. вступил в польскую Солидарность. Он ненавидел большевиков, презирал сионистов и этого никогда не скрывал. Его терпели в большевистской Польше и не любили в Израиле, особенно после того, как он сравнил положение палестинских арабов в Газе с положением евреев в гетто Варшавы (впрочем, добавив, что повстанцы гетто не занимались убийствами мирных немцев). Израильский публицист Михаил Дорфман отмечает, что во время празднований 50-летия восстания "израильские власти добились у поляков, чтобы те не дали ему выступить".
...Зелоты, Масада, самоубийство штаба повстанцев в Варшавском гетто - самое замечательное, что было в еврейской истории за последние 2 тысячи лет -элементы единой цепи событий, единой традиции угнетенных. Анархисты Белостока и Екатеринослава, Гродно и Минска в начале 20го века тоже были точно такими зелотами, как и повстанцы гетто, хотя их идеи, политические взгляды, конечно, отличались от партизан гетто.
...Этот голос говорит: "Будь ты в 100, в 1000 раз сильнее, ты не можешь лишить меня моей свободы и убеждений, ты не заставишь меня прятаться и ты не сможешь заставить меня работать на себя". В ответ на предложение римлян о сдаче Иерусалима в обмен на сохранение Храма, города и жизни (но не свободы!), зелоты, распределившие между священную пищу из Храма, ответили, что городом своим нисколько не дорожат, что у бога есть лучший храм - вся вселенная, и что они, зелоты, станут причнять римлянам столько вреда, сколько возможно.
Традиция еврейской секты зелотов (канаим) дважды проклята: сначала победителями-римлянами, а потом самой иудейской религией, смирившейся с господством и рабством. Но удивительным образом мятежный дух канаим воскресает всякий раз в период испытаний.