ПРОТИВ КСЕНОФОБИИ И ЗАКРЫТОСТИ

Apr 28, 2009 03:28



Михаил Магид



Это район Мумбая, где в трущобах живет около миллиона человек.



А вот как выглядят подобные места вблизи.

Почему сторонники безгосударственного коммунистического общества выступают против ксенофобии?
Причины, по которым мы занимаем указанную позицию, многообразны.


Прежде всего, наш позиция основанна на определенных этических принципах. Мы убеждены в том, что у всех людей от рождения имеются естественные права, включая право на человеческое отношение и взаимопонимание, просто потому, что они - люди. Всякий человек, вне зависимости от его происхожденяи, расы, пола, национальности - это прежде всего человек

Сверх того, всякий человек представляет собой вселенную, космос, до конца непознанный, неизученный окружающими и даже им самим. Следовательно, люди не заслуживают, чтобы с ними обращались как с вещами. Другой человек не может быть лишь средством для достижения наших целей, он является чем-то неизмеримо большим. Возможно, он сам и есть цель... точнее его свобода, его возможность устраивать свою жизнь в соответствии с его желаниям (согласуя эти желания с другими людьми в вопросах, которые касаются этих других).

Имеются и иные причины для критики ксенофобии.

Ксенофобия неразрывно связана с закрытостью. Закрытость - это неприятие внешних контактов, недопущение инокультурных мигрантов и т.д. Закрытость- это классический правый ксенофобский принцип. Каждая цивилизация, говорят правые, хороша своей "чистотой", отграниченностью от других.

Закрытость означает изоляцию, нежелание "заразиться" от других культур "вредными" идеями. Важно, что эти идеи считаются вредными априори, просто потому, что они исходят извне. Если бы они не считались, по указанной причине, вредными, тогда они, естественным образом, стали бы  обсуждаться. Но это и означало бы конец закрытости.

Мы не признаем право  на отрицание чужих идейных или материальных влияний, на том лишь основании, что они - чужие. Такая позиция является по-просту нелепой. Разумеется, любое сообщество имеет право сохранять свою самобытность. И, разумеется, оно может отвергнуть те или иные идеи, которые ему не подходят. Больше того, человек, конечно, не обязан интересоваться всем, что его окружает.  Но это одно, а принципиальная закрытость для чужих мыслей и идей, сознательно поддерживаемая замкнутость и ограниченность - совершенно другое!

Представим себе, что рабочие-узбеки, которым не выплатили зарплату, отказываются от сотрудничества и обмена идеями с рабочими-армянами, которых так же точно обманул предприниматель.Но узбекские рабочие отказываются, тем не менее, сотрудничать с армянскими рабочими, вместе с которыми строят дом, на том лишь основании, что те - армяне, чужие и, якобы, чуждые узбекам люди. В свою очередь русские рабочие, служащие, пенсионеры и учащиеся, проживающие на территории, где строится этот дом, и выступающие против указанного строительства, не захотят общаться с рабочими-строителями, поскольку те "относятся к иной культуре", являются "инородцами". В итоге солидарность между людьми разных национальностей, между людьми, принадлежащими к низам общества, разрушается, а власть эксплуататорских элит увековечивается.

В мире все связано со всем. Причем чем больше живых связей с другими сообществами, тем больше потенциал развития.  Развитие вообще результат открытости цивилизации. Закрытость неизбежно означает деградацию. Развитие связано всегда с обсуждением новых идей, спорами, дискуссиями.  Ярчайшим примером такого рода является цивилизация античной Греции.

В архаический период культура эллинов развивалась столь бурно и интенсивно не в последнюю очередь потому, что ей была свойственна открытость - способность впитывать в себя и творчески синтезировать достижения, сделанные другими народами. В  свою очередь внутри греческой цивилизации, в эту эпоху,  наиболее динамично развивающимся культурным центром стала Иония.

Почему именно Иония? "Эта греческая область лежала ближе всего к миру цивилизаций Древнего Востока, непосредственно граничила с азиатскими царствами и находилась с ними в постоянном контакте. На Востоке, как известно, культура возникла раньше, имела более древние традиции, чем в Элладе. И грекам-ионийцам было чему поучиться у своих восточных соседей, позаимствовать у них много полезных новшеств. Не случайно в архаическую эпоху Иония являлась подлинным культурным центром греческого мира, регионом самым развитым в этом отношении. В Ионии сформировался гомеровский героический эпос, появилась лирическая поэзия, зародилось историописание. Влияние Востока здесь значительно, и на самых разных уровнях. Так, корни древнегреческой алфавитной письменности лежат на Востоке, в Финикии; даже многие мифы эллинов (например, миф о борьбе олимпийских богов с титанами) имеют прообразы в религии вавилонян и хеттов. Несомненно, древневосточные цивилизации внесли свою лепту и на первых этапах становления античной науки. Интересно, что, по некоторым сведениям, в жилах того же Фалеса текла отчасти финикийская кровь. Однако то, что у греков получилось в результате, было, как всегда, оригинальным и неповторимым. Сплошь и рядом можно наблюдать, как они, заимствуя чужие достижения, идеи и навыки, отнюдь не копировали их слепо, а творчески претворяли, перерабатывали до неузнаваемости, выводили на принципиально новый уровень" (И.Суриков).

Перед современным человечеством стоят огромные задачи. Совершенно не факт, что люди сумеют их решить.  Решение этих задач (социальных, хозяйственных, экологических), требует максимальных интеллектуальных усилий, теснейшей кооперации всех регинов планеты. В подобных условиях самозамыкание обществ, враждебных "чужеродным влияниям", равносильно самоубийству и крайне вредно для всей цивилизации. Ведь воздух общий!

Безгосударственный коммунизм - это планетарное общество,способное контролировать самое себя и управлять процессами внутри себя. Это - единое человечество, добившееся  самоконтроля, а не совокупность изолированных общин.

Атомизация общин характерна для первобытных коммунистических отношений.  Чем все закончилось тогда мы знаем: появлением классового общества, войнами между общинами и т.п. За эту атомизацию человечество заплатило 5 тысячами лет жизни в эксплуататорском классовом аду. Это больше не должно повториться.

Когда бесклассовые общины ариев вторглись в Индию, они убивали своих противников или порабощали их. Это было следствием двух факторов: конкуренции за ресурсы и закрытости  (отношения к другим сообществам, как к чуждым элементам).

Большесемейные общины Междуречья (номы) имели, по-видимому, общую собственность, управлялись народными собраниями. Но эти общины бесконечно воевали между собой за плодородные земли и не могли договориться об общих проектах, основанных на общественной межобщинной собственности. В итоге одни сообщества исстребили или покорили другие и усилились. Затем появились первые настоящие бюрократические государства во главе с царями, которые стремились прекратить междоусобицу и наладить общее хозяйство. Вероятно то же самое случилось и в долине Нила.

Жизнь современного человечества целиком зависит от трансконтинентальных транспортных систем, крупных энергетических установок, высоких технологий. Эта зависимость такая же или даже еще большая, чем зависимость древних египтян или древних китацев от наличия крупных ирргационных систем, а, значит, и от тесной кооперации.

Только кооперация человечества способна сегодня обеспечить выживание 6 миллиардов человек. Возможно в будущем появятся технологии, которые обеспечат большую степень децентрализации. Но в любом случае потребность в коллективном использовании производств и в концентрации усилий ради разработки новых технологий будет сохраняться века.

Безгосударственное коммунистическое общество должно будет управлять гигантскими транспортными системами и осуществлять планетарный контроль над рождаемостью, обеспечивать энергией, медикаментами, чистой водой, бесплатным образованием и продуктами людей, которые сегодня ютятся в грязных трущебах, отчистить окружающую среду от последствий капиталистической экспансии.

Современный исследователь капитализма Карл Рот отмечает, что "на сегодняшний день, семьи глобального юга и некоторых важных развивающихся стран, живущие преимущественно натуральным хозяйством составляют 2,8 миллиарда человек, из которых 700 миллионов живут в одном Китае, до сих пор представляют большинство трудящихся. Они организованны в семейные структуры натурального хозяйства, еще давно описанные моделями Чаянова [13]. Эти сложные структуры переплетены с сельскими общинами и с системой патронажа. Они крайне неустойчивы и существуют только за счет вливания средств, добытых временным или постоянным наемным трудом извне (трудом внутриматериковых и межматериковым мигрантов)... За последние десятилетия сотни миллионов людей постоянно кочевали по континентам и на другие континенты, убегая от нищеты натурального хозяйства и ужасов гражданских войн, или же зарабатывая средства на поддержание семей, оставшихся дома. Массовые миграции внутри Китая, из южной и юго-восточной Азии в страны Персидского залива, из Африки в южную Европу через Средиземное море, из восточной Европы в западную, из южной и центральной Америки в северную. В странах центра и многих развивающихся странах мигранты составляют от десяти до двадцати процентов пролетариата... Далеко не все убежавшие от войн и покинувшие сельскую местность с ее натуральным хозяйством находят постоянное или даже временное место жительства в ведущих поднимающихся экономиках или странах капиталистического центрах. Они прессуются в «лишний» слой населения, проживающий в трущобах, находятся на грани голодной смерти, под постоянной угрозой массовых эпидемий, и выживает за счет теневой экономики. Они подвержены сверхэксплуатации в несвободных трудовых отношениях или под формальным обличием «самозанятых» работников. Так проживает приблизительно миллиард человек в громадных агломерациях вдоль сухопутных и водных транспортных путей мегаполисов глобального Юга, добывая пропитание немыслимыми способами и едва сводя концы с концами. И эта масса неумолимо оттесняется к береговым и пустынным участкам суши, где все больше подвергается стихийным бедствиям...Переход из натурального хозяйства в мировую сеть каналов массовой миграции становится все болезненнее. Уже появился обоснованный страх того, что текущий кризис ускорит рост громадных трущоб, и даже в городах глобального Севера уже есть признаки массовой городской нищеты с явными и скрытыми прибежищами для бездомных и столовыми для безработных...И наконец, последний важный внешний фактор прошедшего цикла - это нарастающее уничтожение естественной основы самой системы. Это случилось не только как последствие колоссального количественного и качественного расширения процесса производства и обслуживающей его транспортной сети, но как последствие параллельной маргинализации массовой нищеты Юга, которая все больше забивалась в щели еле держащихся экосистем, а новые режимы и средние классы поднимающихся экономик начали воспроизводство экологических грехов метрополий. В предыдущий цикл капитал потреблял мировую рабочую силу также безжалостно, как и природные ресурсы. Вне всякого сомнения, уже предпринимаются попытки «экологизировать» воспроизводство капитала, но сейчас они скорее похожи на каплю в море. Но даже эти небольшие усилия, примененные из-за растущей озабоченности состоянием окружающей среды, уже привели к серьезным структурным кризисам в различных отраслях промышленности, таких как автопром, которые либо вообще не поспели за тенденцией, либо сильно опоздали."

Вдумайтесь хорошенько в то, что здесь написано. Капитализм поставил милларды людей на грань (или уже за грань) выживания. Натуральные хозяйства не в силах прокормить себя, более не самодостаточны. Миллиард человек ютится в городских трущебах, в условиях предельной нищеты и антиэкологии. Любой, кто хоть раз увидит эти трущебы, содрогнется от ужаса. Еще сотни миллионов вынуждены мигрировать по планете, чтобы прокормить себя и свою родню, оставшуюся в этих гетто.

В подобных условиях ни о какой изоляции местных общин, государственной или безгосударственной, и ни о каких ксенофобских, изоляционистских утопиях не может быть и речи. Подобные теории способны лишь привести человечество или,по крайней мере, громадную его часть, к гибели.   Изоляция крупных территорий ведет к невозможности решать глобальные вопросы, затрагивающие интересы большей части человечества. Кроме того, она ведет к конкуренции и войнам за плодородные земли, топливо, чистую воду и прочие ресурсы.

Тут нужно сделать ряд оговорок.

Отсутствие изоляции не означает, что все обязаны тесно сотрудничать со всеми. Допустим, имеется община, где живут неприятные кому-то люди. Многие считают их врагами, по какой-то причине (скажем, они не соблюдают некие взятые на себя обязательства). Тогда разумно с этой вот конкретной общиной не общаться. Это, конечно же, возможно.

Однако, если таких ситуаций станет много, и если человечество не научится в большинстве случаев разрешать подобные конфликты, то вся цивилизация рухнет по указанным выше причинам.

Можно себе представить и коллектив людей, которые ушли жить в лес или отправились на маленький остров, эдакий "остров забвения". Они принципиально ни с кем не хотят поддерживать отношения и занимаются духовными практиками. Наверное, принуждать их к общению с другими было бы неправильно. Но, во-первых, в условиях высокой плотности населения таких лесов и островов остается все меньше.  Во-вторых, в силу указанных выше причин, это не может стать магистральным путем коммунизации.

Для выживания человечества в условиях современного глобального кризиса потребуется плотная всемирная сеть бесклассовых территориальных коммун, координирующих усилия между собою и с  рабочими союзами, управляющими трансконтинентальными производствами.

Анархизм, национальный вопрос

Previous post Next post
Up