http://realty.vz.ru/article/2009/3/30/497.htmlНоу-хау сегодняшнего дня - оптовая распродажа со всем находящимся на землях, говорят опрошенные ВЗГЛЯДом эксперты рынка. Причем, нередко из одних рук в другие переходят сразу по несколько экс-колхозов-совхозов с проживающими на их территориях последними участниками этих советских форм владения и использования землей. Почему это происходит - тоже понятно: сегодняшних лендлордов нельзя считать «эффективными собственниками», а значит, их владения могут быть национализированы. Возможных вариантов немного, например, скупка каким-либо госорганом - фондом, правительством Подмосковья, минрегионом - по ценам, намного ниже сегодняшних рыночных, т.е. с дисконтом в 40-50%. Землевладельцы будут вынуждены пойти на продажи, так как в противном случае они могут быть признаны «неэффективными», а их земли будут национализированы.
Скупка и переуступка прав собственности на деревни и прилегающие земли - новый тренд не только в России. По сообщениям европейских СМИ, такая практика появилась и в Германии, где сейчас на торги выставлена деревня из трех домов и более 20 га земли - недорого, всего за 150 тыс евро, чуть дороже стоит объект покрупнее в Великобритании.
Комментарий
Рост цен на продукты питания в мире есть, по признанию различных экспертов, долговременная перспектива. Значит пустущие российские деревни (где население либо полностью вымерло либо вымирает) - каким бы лендлордами они не принадлежали, не могут пустовать до бесконечности.
Кажется, это понимает уже и российское правительство. К тому же запасы нефти в России не безграничны, а ее стоимость в результате кризиса резко упала. Тем более велика ценность главного и естественного богаства России - пространств и земли.
Неизбежно со временем появятся громадные латифундии, куда в качестве сельскохозяйственных рабочих будут ввозить сверх-дешевую рабочую силу - мигрантов из Закавказья, Средней Азии и Китая. Этот процесс будет подстегиваться экологическими проблемами и перенаселением Азии, а так же разливающимся по планете голодом.
Учитывая величину пустующих российских пространств, он приобретет несопоставимый размах в сравнении с современной миграцией в города. В конце концов русская деревня всего каких-то 100 лет назад кормила 130 миллионов россиян (из них 100 миллионов крестьян) и еще десятки миллионов европейцев, которым экспортировался хлеб. При сохранении существующих тенденций мне кажется неизбежным формирование на территории России совершенно нового этноса или этносов, иной социальной системы.