Интервью, взятое Инсаровым у специалиста по этому региону, российского ученого Э.Ж.
Плюс комментарий Инсарова.
Беседовал со специалистом по Непалу. Поскольку мои собственные знания по Непалу почти равны нулю, то, что следует дальше, это запись по памяти его рассказа с моими выводами.
В Непале, как известно, не так давно была упразднена монархия, у власти стоит «коалиция левых сил» во главе с маоистами (премьером является лидер маоистской КПН(м-л) Прачанда, президентом - немаоистский левый).
Непал - страна очень отсталая. Население - около 30 млн человек, большая часть которых в сельском хозяйстве (в конце 1980-х годов - свыше 85%). При монархии была верховная государственная собственность на землю. Класс феодальных землевладельцев похож на китайских шэньши до революции 1949г. в Китае: нет барской запашки, крестьяне должны платить землевладельцу арендную плату (в 1964г. она ограничена половиной урожая). Сильно развит торгово-ростовщический капитал.
«Промышленность» - ремесленно-традиционного типа: ткачество, ковры и т.п. Современной тяжелой промышленности нет вообще. И в сельском хозяйстве, и в ремесле существует такая штука, как «гуртха» (аналог старой русской артели), которым принадлежит какое-то количество земли, зданий и т.п.
Обилие некоторых полезных ископаемых. Полное доминирование в экономике индийского капитала. Экономическая зависимость от торговли с Индией. Революция 1990г., привела к смене абсолютной монархии конституционной монархией. Она произошла после того, как индийские власти надавили, отменив исключительно выгодные для Непала условия торговли и поставив его в одинаковое торговое положение с другими странами.
Нет собственной соли. Индийскому правительству, чтобы надавить, достаточно блокировать ввоз соли в Непал, и через несколько месяцев там будут соляные бунты.
Непал - страна многоэтническая. Есть невары - самое развитое в культурном смысле население, коренные жители долины Катманду, буддисты (10-15% населения). В 1769г. были завоеваны гуркхами - брахманистами, эти последние и стали на 240 лет правящей группой.
Кроме того, есть непальские бенгальцы. Большая же часть населения - горские народы (гурунги, туранги и многие другие), живущие в условиях предклассового или раннеклассового общества.
При монархии доминировал принцип «одна страна - один монарх - один народ - одна вера». Буддизм был запрещен, за написание литературы на неварском языке порой вешали, до 1990г. полный запрет алкоголя.
КПН(м-л) - за превращение Непала в федерацию, ее руководство - из ренегатов своей касты - гуркхских брахманов, актив - из неваров, рядовые бойцы - из горских народов (хотя эти последние первоначально воспринимали маоистских партизан как горных духов).
Маоистов допустили к власти индийская и мировая буржуазия, решив посмотреть, что из этого дальше выйдет.
Что вышло?
Происходят бурные преобразования на надстроечно-культурном уровне. Легализованы буддизм, гомосексуализм и винопитие. Строятся буддистские храмы, принимаются меры к поднятию касты «опущенных». Улучшается положение женщин. Развивается неварская литература.
На вопрос о преобразованиях в социально-экономической области ответ был получен примерно тот, что о них много говорится, но подробно об этом ничего не известно. Я понял так, что если таковые и проводятся, то на совершенно микроскопическом уровне.
Сохраняются созданные во время партизанской войны народные комитеты - «джан саркх». Что это такое, вопрос чрезвычайно важный, но непонятный.
В КПН(м-л) назревает раскол. Руководящая группа Прачанды все больше становится на путь министериализма и примирения со старыми правящими классами, оппозиционная группа Керана говорит о предательстве революции, высказывается за развитие революции и грозит новой герильей. До какой степени группа Керана тянет на плебейское крыло буржуазной революции и что будет дальше (т.е. начнут ли они новую герилью или до этого будут вырезаны) - непонятно.
Индийские маоисты прорубают потихоньку «красный коридор» к границам Непала, расширяя свои районы в северо-восточной Индии. Теоретически в случае их успеха непальская буржуазная революция может получить некий шанс.
Мои выводы: реально нет даже уничтожения феодализма.
По понятным причинам, практические требования для непальских крестьян мы можем предлагать лишь в порядке интеллектуального самоудовлетворения, но требования эти, требования радикальной плебейской революции могут быть примерно таковы: всю землю крестьянам без всякого выкупа, уничтожение торгово-ростовщического капитала, вся власть - народным комитетам («джан саркх»») ( развитие артелей в сельском хозяйстве и ремесле ну и в нагрузку - всякие культурнические преобразования (которыми реально дело и ограничилось).
Но эта программа радикальной плебейской революции не может восторжествовать в отдельно взятом Непале, для ее победы требуется союз непальских крестьян с пролетариями прежде всего Индии, а также всего мира.