Безгосударственный Коммунизм и Материальные Потребности

Mar 15, 2009 18:40

Михаил Магид



Коммунистическое общество основано на принципе "от каждого по его способностям, каждому по его потребностям в меру экономических возможностей общества". Все люди - разные. Безгосударственное коммунистическое общество - это равенство неодинакового. Каждый станет отдавать обществу труд, который в наибольшей степени отвечает его способностям, и возьмет от общество то, что ему нужно. Обитатели территориальных коммун согласуют между собой свои потребности и сформируют заказ самоуправляемым союзам производителей, которые произведут все что нужно.

Нам говорят, что стремление непрерывно увеличивать материальное потребление является неотъемлемой человеческой чертой, и, по этой самой причине наши идеи нереализуемы: ведь если потребности индивидов безграничны, а возможности экономики ограничены, то неизбежна конкуренция за ограниченное количество ресурсов.

Прежде всего заметим, что безудержное материальное потребление не было фетишем и для первобытных культур и для некоторых цивилизаций, которые сегодня считают высокоразвитыми. Свободные ремесленники античной Греции могли производить золотые украшения в больших количествах для скифских или персидских царей. Но если бы гражданин греческого полиса явился на народное собрание увешанный золотыми безделушками, его бы подняли на смех. Ибо в основе социального идеала греков лежали простота и непритязательность. Отношение коллектива и авторитет были для них гораздо важнее материального богаства. В эпоху расцвета полиса, самым уважаемым человеком считался не тот, кто больше всех накопил денег или предметов роскоши, а тот, кто больше всех дарит.

Современный российский историк Игорь Суриков, отмечает, что в древней Греции "в материальном смысле тоговля часто шла в убыток, в ущерб, потому что престижно было дать другому больше, чем ты сам от него получил. Нередко случалось, что люди разорялись от этой «торговли»! ...Нечто подобное произошло с отцом Солона, который растратил свое состояние, насколько можно судить, на такие вот престижные траты".

Капитализм стал грандиозным экспериментом в деле безграничного развития экономики, материального богатства. Этот эксперимент был очень жестоким, и лучше бы его не было вовсе. Но тем не менее, он был произведен.И вот благодаря этому мы знаем теперь, что материальные потребности подавляющего большинства людей вовсе не безграничны или, во всяком случае, при определенных условиях не проявляют отчетливой тенденции к росту.

Вот что пишет российский специалист по маркетинговым исследованиям N: 'Вплоть до начала 50х годов все было хорошо, как тут производители уперлись в стену - их товары в таком количестве, как им было необходимо производить для получения хотя бы минимальных прибылей, стали не нужны. И дело вовсе не в том, что их не имели возможность приобрести (большая часть населения могла себе такое позволить). Просто эти товары были потребителям не нужны. В результате проведенных исследований было определенно два ключевых поведенческих момента: 1) Покупатели по большей части довольствовались тем уровнем товаров, который у них имелся и мало интересовались 'новинками'. Они просто не видели необходимости в приобретении супер-навороченных новых ботинок или холодильников - их вполне устраивали старые; 2)Возросла стандартизация товаров, лишая их многих индивидуальны качеств, поэтому покупатели не выделяли товары отдельных производителей, различая их больше по потребительским свойствам, чем по названию или принадлежностью к определенной фирме-производителю. Столкнувшись с таким отношением к себе и своим товарам, воротилы бизнеса не на шутку струхнули. Ведь такое 'странное' поведение ставит их в дурацкое положение: развиваться можно, и нужно, и хочется..... но не можется. В ответ, корпорациями были выработаны принципы, которые и по сей день работают, развиваются и модифицируются: 1) Пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что они имеют. И всемерно побуждать к новым покупкам. 2)Обратиться к бессознательным желаниям и энергично их эксплуатировать. Именно с середины 50-х начинается массовое и успешное использование психоанализа в рекламе. Утверждается, что к приобретению товара побуждают чувства, таящиеся в глубинах мозга. Именно их и следует мобилизовывать при помощи рекламы.'

Французский социолог Андре Горц демоснтрирует еще один механизм постоянного подогрева потребления в современном обществе:

'Как только массы находят возможность получить то, что было привилегией элиты, все это (степень бакалавра, машина, телевизор) обесценивается. Порог нищеты повышается на одну отметку: создаются новые привилегии, недоступные массам. Непрерывно воссоздавая редкость (rarete) с целью воссоздать неравенство и иерархию, капиталистическое общество порождает больше неудовлетворённых потребностей, чем удовлетворяет их. "Норма роста разочарования легко превышает рост производства" (Иллич). Итак, надо атаковать... динамику растущих и всегда обманчивых потребностей, на которых рост держится. Надо атаковать соревнование, на которое экономический рост обрекает людей, заставляя каждого из них стремиться возвыситься над другими. Современное общество могло бы выбрать себе такой девиз: "То, что является благом для всех - ничего не стоит. Тебя будут уважать лишь в том случае, если у тебя есть нечто "лучшее", чем у других". Итак, чтобы порвать с идеологией роста, надо утверждать противоположное: "Тебя достойно лишь то, что является благом для всех. Только то заслуживает быть произведённым, что ни для кого не является привилегией и никого не унижает. Мы можем быть счастливы с меньшим изобилием, ибо в обществе без привилегий не будет бедных".

...Коммунистический анархизм это общество, где человек безусловно зависим от отношений с окружающими людьми, от их мнений. Но в то же время, человек коммунистического анархистского общества не зависит от законов рынка или эксплуататоров, владеющих собственностью. Он не зависит от людей, которые многократно сильнее чем он, ибо управляют общественными ресурсами и устанавливают свои правила игры. В коммунистическом обществе такой властной элиты просто нет; средствами производства управляют сами трудовые коллективы. Человек учится реализовывать себя в бесклассовой коммуне, учится общению и взаимодействию с равными себе людьми. Это залог того, что нашими вкусами и потребностями никто не сможет манипулировать.

По этой теме см. так же

Структура безгосударственного коммунистического общества
http://shraibman.livejournal.com/173337.html

А.А. Карелин и Позитивная Программа Русских Анархо-коммунистов
http://shraibman.livejournal.com/258548.html

Все во всем! (Все принадлежит всем)
http://shraibman.livejournal.com/184910.html
 

коммунизм, Анархизм

Previous post Next post
Up