Продолжение предыдущего поста о самоуправлении.
http://shraibman.livejournal.com/254959.htmlПодоборка текстов о коммуне Нидеркауфунген: позитив и негатив. Фоты. Материал весьма важен на мой взгляд, так как налицо пример настоящей анархистской жизнеспособной коммуны в современном мире. Надо иметь в виду только то, что коммуна Нидеркауфунген интегрирована в капиталистическую реальность, и вынуждена в какой-то мере, играть по ее правилам. Разумеется, полного, всеохватывающего безгосударственного коммунизма в маленьком мирке, который находится в рыночно-капиталистическом окружении, быть не может. Новый строй победит лишь тогда, когда охватит целые континенты. И все же, в какой-то мере подобные проекты могут рассматриваться как модель либертарных отношений.
Дополнительное замечание. Мне кажется, что у немцев такие вещи неплохо получаются благодаря их трудовой этике. Она, конечно, не та, что прежде, но все же трудолюбие, пунктуальность и организованность немцев выше, чем у современных россиян. Левые привыкли ругать эту протестантскую трудовую этику и, наверное, большая часть критики справедлива. Но правда в том, что немцы потому и могут создавать такие успешные коммунитарные проекты, что способны относится к ним очень серьезно, конструктивно, деятельно...
И вообще, есть у меня подозрение, что немцы при любой социальной системе будут жить в материальном отношении хорошо, а русские... Потому что многое решает микроэкономика, само отношение людей к труду, к жизни. Я не прав? Что ж, надеюсь, жизнь опровергнет сказанное.
Описание принципов устройства коммуны
Нидеркауфунген - коммуна под Касселем, которая была создана в декабре 1986 г. и в 1995 г. насчитывала 50 взрослых и 16 детей. Она намеревается продолжать расти. Принципы коммуны: идейный анархизм, совместное хозяйство, принятие решений на основе консенсуса, коллективные структуры быта и труда, демонтаж семейных и половых иерархий. Труд организован в соответствии с критериями экологичности и социальности производимых продуктов и услуг. В Нидеркауфунгене имеются детский сад (смешанный по возрасту), строительная мастерская, архитектурное бюро, столярная мастерская, слесарная мастерская, пошивочно-кожевенная мастерская, дом для конференций и встреч, столовая, зал заседаний, предприятие по биогородничеству, животноводческая ферма, наборная мануфактура и т.д. Всем этим занимаются отдельные трудовые группы. Создаются пенсионная система. Особенностью коммуны является совместное ведение хозяйства (все решения принимаются на общем пленуме). Ее члены говорят об “общем хозяйстве”, а не об “общей кассе”, предназначенной обычно для конкретных целей. “В общем хозяйстве есть только одна касса. В нее дается и из нее берется все. Все имеют к ней равный доступ. Частных доходов больше нет. Подарки, гонорары и т.д. тоже идут в общий котел. Нет никакой возможности делать расходы помимо общей кассы. Кроме того, в том, что касается производства, общее хозяйство включает в себя договоренность относительно рабочего времени, форме производства, предложении услуг и квалификации работающих. В том, что касается потребления, общее хозяйство требует договоренности о потреблении и потребностях, о том, как возникают потребности и какие последствия будет иметь удовлетворение моих потребностей”. В коммуне нет имущественных различий.
В Нидеркауфунгене разделяют потребительское и инвестиционно-производственное достояние. Первый “котел” образуется из ежемесячных доходов коммуны; при этом соблюдается следующий принцип: в среднем за год он должен быть не ниже, чем расходы. Инвестиционно-производственное достояние образовано из обобществленнного имущества членов коммуны. Это имущество расходуется только при покупке и ремонте зданий и для инвестиций в сферу труда, но ни в коем случае не на нужды потребления.
Коммуна сознательно отвергла принцип строго равного потребления и установила принцип распределения по потребностям. Интересно, что опыт коммуны Нидеркауфунген доказал: в условиях гласного, открытого и совместного обсуждения всех проблем и потребностей злоупотребления являются исключением, люди учатся сознательно и ответственно относиться к своим потребностям, обсуждать и понимать их. Каждый член коммуны заключает с ней договор о том, что он может взять, если выйдет из коммуны; он утверждается консенсусом. Каждый месяц в коммуне подводится баланс, из которого видно, из чего складываются доходы (собственные сферы труда, работы вовне, гонорары, пособие по безработице, подарки, пособия на детей и т.д.) и расходы (продукты питания, книги, поездки, карманные расходы, арендная плата и т.д.). При указании расходов не фиксируется, кто именно их совершил, желающий узнать это может обратиться к кассовой книге. О расходах свыше 200 марок следует предварительно уведомлять для того, чтобы другие могли дать совет, нельзя ли где-то и как-то купить это дешевле. Более крупные расходы (путешествия, компьютер и т.д.) подлежат одобрению пленума: обычно о них сообщают и если в течении последующих недель и на следующем пленуме никто не возражает - вопрос считается решенным. Каждая трудовая группа представляет отчет примерно раз в год, сообщая о своих доходах, расходах, рабочем времени, планировании развития. Все это считается важной частью информационной культуры в коммуне, которой уделяется много внимания.
Из Манифеста Коммуны Нидеркауфунген
Итак, почему мы захотели делать большой проект. Мы ежедневно испытываем воздействие того общества, которое проявляет себя отвратительным образом на наших рабочих местах и в наших семьях. Это то общество,
- в котором немногие располагают правом распоряжаться капиталом и средствами производства;
- в котором те, которые обладают капиталом, обладают особыми возможностями, для того, чтобы влиять на судьбы других людей, на закон и право, образование, потребности и межличностные отношения;
- в котором человек зависим от тех, кто владеет капиталом, и ради выживания вынужден позволить пожизненно
эксплуатировать свою работоспособность, здоровье и творческую энергию;
- в котором выполняется зачастую бессмысленная, разрушающая здоровье и просто тупая работа, которая не ориентирована на потребности людей, отчуждена от них;
- в котором человек отчужден от самого себя и от других людей - и так обстоит во всех сферах жизни. И хотя он частично сознает свое положение, эксплуатацию, но не предпринимает ничего, чтобы что-нибудь изменить . "
Критика
На окраине Касселя, в местечке Нидеркауфунген (название весьма символично: "Нижняя Закупочная") располагается достаточно крупная Коммуна - Коммуна "Нидеркауфунген". Будучи примером многолетнего успешного левого проекта Коммуна открыта для гостей и порой свыше одного раза в неделю принимает различные делегации, дает интервью, проводит экскурсии и пр. Два дня назад побывал там и я с группой студентов и доцентов кафедры социальной географии.
Коммуна создана 20 лет назад в 1986 году группой левых активистов, практически стопроцентно состоящей из людей, обладающими различными научными званиями от доцентов до академиков. Состав Коммуны постоянно менялся, но уверенно рос.
В настоящее время Коммуна насчитывает 70 членов. Из первоначального состава осталось около одной трети человек, полагаю самых отчаянных. 20 лет назад коммунары арендовали большой крестьянский двор, с несколькими строениями, которые затем были полностью перестроены. В настоящее время это небольшое поселение представляет собой полноценный маленький город, со всеми необходимыми коммуникациями, производством и инфраструктурой. Это общежитие, отопительный центр, столярная, слесарная, портняжная мастерские, столовая, библиотека. Коммуна полностью обеспечивает себя, при том что почти все члены работают исключительно внутри. Для того, чтобы поддерживать свою экономику, Коммуна продает продукты собственного производства во "внешний мир", являясь по сути акционерным обществом семейного типа. Основным принципом производства является экологичность товаров. Абсолютно все его продукты безопасны для здоровья.
Коммуна обладают собственной социальной системой, например, они финансируют высшее образование детей коммунаров. При этом в коммуне нет никакой системы власти, нет никакого избираемого органа или лидера, все члены коммуны абсолютно равны в правах. Координирующим средством является еженедельный пленум, на котором открыто решаются все насущные вопросы.
Негативной тенденцией является тот факт, что возрастной состав коммуны не молодеет, основным ее костяком остаются представители того поколения, которые 20 лет назад инициировали этот проект. Молодые люди уходят получать образование во внешнем мире и не возвращаются назад.
Другой тенденцией, заслуживающей критики, является элитарность ее состава. Далеко не каждый желающий из внешнего мира может приобщиться к Коммуне. Пленум Коммуны решает, может ли тот или иной соискатель стать ее членом, руководствуясь при этом часто вполне практическими соображениями: его рентабельностью интеллектуальной и профессиональной, а также фактом дефицита жилых помещений. На наш вопрос о востребованности людей свободных профессий, художников и писателей, был получен ответ, что в свободное время коммунар может конечно же заниматься чем ему заблагорассудиться, но основное свое время он должен посвящать нуждам Коммуны, быть рентабельным. Личное творческое эго чуждо духу коммуны. Тоже самое касается таких социальных групп, как инвалиды, например. Такая "асоциальность" Коммуны ассоциируется с "академической сектой", группой умных, высокопрофессиональных и образованных, но отчасти эгоистичных людей, озабоченным лишь собственным научным проектом и созданием личного жизненного уюта людей. Тем не менее, Коммуна Нидеркауфунген - редчайший пример жизненной стойкости ее создателей, а также позитивного и успешного левого праксиса.
http://community.livejournal.com/topia_u_topia/9001.html Фоты
Если уходит, как пишет буржуазный автор, вся молодежь, то непонятно, откуда столько молодых пар с детьми. Впрочем, возможно уходят не все. Может быть, напишу им письмо, чтобы разобраться в этом.
Женщины в Нидеркауфунгине
Прочие фоты и адрес коммуны
http://www.kommune-niederkaufungen.de/kommune/english.htm