Михаил Магид
Великая оболганная Чечня?
Продолжение. Начало здесь
http://shraibman.livejournal.com/247439.html
По роду занятий мне приходилось много работать с документами эпохи гражданской войны, а так же 20х гг. Я имею в виду и работу в архивах и, прежде всего, такие замечательные публикации документов, как "Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД", "Совершенно секретно: Лубянка-Сталину", "Трагедия советской деревни" и др.
При работе с большевистскими документами бросается глаза одна деталь. Там почти любые группировки, которые с большевиками ведут вооруженную борьбу, называются бандитскими. Идет ли речь о повстанцах-анархистах Махно, о правоэсеровском движении на Тамбовщине, о левоэсеровски ориентированных отрядах крестьян-повстанцев, о монархистах, о мусульманских повстанцах в Средней Азии, о социальных восстаниях раскулаченных в 1930м году или о настоящих бандитах-уголовниках, везде мы встречаем пресловутых "бандитов".
Слово это имеет в языке мягко говоря негативную окраску. У Брокгауза и Эфрона "бандит" - наемный убийца, разбойник по профессии. Воображение так и рисует закоренелых в своих преступлениях небритых уголовников.
Выходит так, что с большевиками воюют одни банды. Убежденные в своей правоте представители небольшевистских политических течений - тоже бандиты, раз они осмелились поднять руку на святое - на жизнь красных. Ясное дело, порядочный человек с беками воевать не станет. Поэтому в большевистских документах читаем такие перлы:
Смоленская губерния
Благодаря развитию бандитских движений, паническим слухам и злостной агитации эсеров (обратите внимание на эту зловещую злостную агитацию, ясное дело что иной агитация эсеров просто не может быть- прим. Магид) положение в губернии становится все более тревожным.
Донская обл.
При занятии ряда хуторов 1-го округа банды Маслакова (часть регулярной красной армии, поднявшая восстание против большеквиков- прим. Магид) предположили провести мобилизацию населения, но после резкого проотеста, главным образом со стороны молодежи, банды указанные округа оставили.
Во главе банд, занимающих хут. Шаральбулицкий и ст. Платошскую, стоит анархист Брава. Лозунг банды: "Да здравствует 1918-й год, выборное начало и советская система"
(Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т.1)
Теперь, ознакомившись со стилистикой большевистских документов и с представлениями большевиков о мироздании, вернемся в Чечню, к текстам г-на Пыхалова и к тем документам, на которые он ссылается. Как уже говорилось, в первой части текста, Пыхалов поддерживает практику коллективного наказания народа за действия отдельных его представителей, которые он считает преступными. Что же это за действия? Прежде всего дезертирство, о котором мы уже писали, а затем "бандитизм".
"Начиная с июля 1941-го по 1944 год только на той территории ЧИ АССР, которая впоследствии была преобразована в Грозненскую область, органами госбезопасности было уничтожено 197 банд. При этом общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной (ГАРФ. Ф.Р.-9478с. Оп.1с. Д.274. Л.1). Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте. И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в т.н. "восточных батальонах"! А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих "мирных чеченцев" можно также с чистой совестью отнести к предателям".
Логика приблизительно та же, что и у любых сторонников этнических чисток. Ихние боевики с нами воевали и их было много, а воевать они не могли без поддержки части мирного населения, значит и многие мирные жители тоже в числе предателей. А дальше следует убойный вывод:
"Подобные примеры можно приводить бесконечно, но думается, что изложенного здесь с лихвой хватит, чтобы убедиться в массовом предательстве чеченцев и ингушей в годы Великой Отечественной войны. Выселение эти народы заслужили полностью".
Выше мы уже писали о нацистской логике коллективной ответственности народов за действия отдельных (пусть и многочисленных) индивидов. Нацисты применяли этот принцип к евреям, обвиняя их в финансовых спекуляциях, а так же поддержке большевистской системы и ее преступлений, а г-н Пыхалов обвиняет коллективно всех чеченцев в "предательстве". В этой связи очень забавно выглядят так же его обвинения в адрес чеченских повстанцев в профашистских симпатиях. Когда человек интернационалистских взглядов выдвигает подобные обвинения - это понятно, но много ли подобные обвинения стоят в устах того, чей собственный взгляд на национальный вопрос мало отличается от нацистского?
Между тем, нас интересует еще один вопрос. А кого, собственно, предали вышеизложенные чеченские и ингушские дезертиры и повстанцы? Если, как утверждает г-н Пыхалов, среди чеченцев преобладали антисталинские настроения, если число чеченцев, дезертировавших из КА многократно превышало число тех, кто там служил, и все это с одобрения остальных, то тогда в чем состоит предательство? Чеченцы, вообще-то сражались с красными у себя дома. Они что, по каким-то причинам обязаны служить верой и правдой Сталину и Красной армии? А почему? Если данный народ не желал, в большинстве своем, жить в СССР и служить его правителям (а именно это, как мы поняли, Пыхалов и пытается доказать), если он, в большинстве своем, вообще не считал этих правителей своими, тогда почему отказ подчиняться этим правителям является предательтством?
К слову сказать, мы, сторонники социально-революционных преобразований, сторонники общества, основанного на принципах федерализма и самоуправления не поддерживаем "право нации на государственное самоопределение". Но с другой стороны навязывать полумиллионному народу (в подавляющем своем большинстве обычным колхозникам, крестьянам) какой-то чуждый и совершенно неприятный ему образ жизни в любом случае недопустимо. Нам кажется, что это вытекает из самой природы вещей и именно здесь проходит граница между свободой и варварством, правдой и ложью. Вы думаете иначе? Вам по душе логика г-на Пыхалова, в соответствии с которой масса людей, коим жить в Российском государстве неприятно и хотелось бы иной судьбы для своего края, должна за это желание подвергнутся репрессиям? Ну так получите две кавказские войны, на которых умирают ваши дети - и это далеко не конец.
Обращаясь ко всем, более вменяемым, чем любители СССР, лицам: представьте себе, что ваш город заняла китайская армия. Представьте, что первоначально китайцы (подобно большевикам в Чечне в 20е гг.) проводили мягкую политику, не препятствуя людям жить так, как те хотят, и пользовались, по этой самой причине, уважением. Но затем они стали почему-то сгонять население вашего города в какие-то колхозы, а недовольных арестовывать. Начались бунты, их участников китайцы расстреливали. А затем, Китай начал войну с Японией и... объявил поголовную мобилизацию жителей вашего города. Чтобы в такой ситуации пойти на войну с какой-то Японией за какой-то там Китай, надо быть... ну, кем?
Еще один острый вопрос, чего хотели чеченские повстанцы? Из текста Организационного бюро Исполнительного комитета Особой партии кавказских братьев (Оргбюро ИК ОПКБ), который приводит г-н Пыхалов, узнаем, например, что повстанцы хотели "использовать все возможные средства (применительно к местным условиям) для немедленного проведения в жизнь следующих мероприятий ОПКБ для:
1. Массового и повсеместного дезертирства;
2. Массового применения террористических актов;
3. Полного разорения колхозов и совхозов;
4. Полного вредительства на фабриках и заводах;
5. Систематической операции против остатков большевизма за победу Германии;
6. Отказ от выполнения госплатежей всех видов;
7. Расширение повсеместного бандитизма и боевых дружин ОПКБ;
8. Организация массовых беспорядков;
9. Организация вооруженных группировок, бунтов и восстаний против Советской власти;
10. Отказ от выполнения всяких директив большевизма."
Текст имеет своим происхождением отдел НКВД по борьбе с бандитизмом.
http://stalinism.narod.ru/vieux/narod/chechen.htmОбратите внимание на пункт 7. Получается, что сами повстанцы называют себя бандитами и даже хотят "повсеместно расширять бандитизм". Наверное, от угрызений совести они так себя называют, да? Вы себе можете представить повстанческое движение, борющееся против поработителей, которое в собственном программном документе себя называет "бандитским"? Похоже мы тут имеем дело не с документами повстанцев, а, в лучшем случае, с вольным их пересказом сталинскими соколами.
А вот еще одна любопытная цитата из Пыхалова:
"Возникает резонный вопрос: а куда же все это время смотрели местные органы внутренних дел? НКВД Чечено-Ингушетии возглавлял тогда капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, до этого работавший в Москве следователем. В этом качестве он отличался особой жестокостью. Особенно это проявилось во время следствия по делу академика Николая Вавилова. Именно он вместе с бывшим ответственным секретарем "Московского комсомольца" Львом Шварцманом, по словам сына Вавилова, пытал академика по 7-8 часов подряд (Вавилов Ю.Н. Отец умирал рядом, а мы об этом не знали ... // Комсомольская правда. 17 января 2000 г.).
Усердие Албогачиева не прошло незамеченным - получив повышение, он накануне Великой Отечественной войны вернулся в родную республику. Однако вскоре выяснилось, что новоиспеченный нарком внутренних дел Чечено-Ингушетии отнюдь не горит желанием выполнять свои прямые обязанности по искоренению бандитизма... В чем же была причина такой пассивности? В ходе одной из чекистско-войсковых операций военнослужащими 263-го полка Тбилисской дивизии войск НКВД лейтенантом Анекеевым и старшиной Нециковым был обнаружен вещмешок Исраилова-Терлоева с его дневником и перепиской. В этих документах находилось и письмо от Албогачиева следующего содержания:
"Дорогой Терлоев! Привет тебе! Я очень огорчен, что твои горцы раньше положенного времени начали восстание (Имеется в виду восстание октября 1941 года - И.П.). Я боюсь, что если ты не послушаешь меня, и мы, работники республики, будем разоблачены ... Смотри, ради Аллаха, держи присягу. Не назови нас никому.
Ты же разоблачился сам. Ты действуй, находясь в глубоком подполье. Не дай себя арестовать. Знай, что тебя будут расстреливать. Связь держи со мной только через моих доверенных пособников.
Ты пиши мне письмо враждебного уклона, угрожая мне возможным, а я тоже начну преследовать тебя. Сожгу твой дом, арестую кое-кого из твоих родственников и буду выступать везде и всюду против тебя. Этим мы с тобой должны доказать, что будто мы непримиримые враги и преследуем друг друга.
Ты не знаешь тех орджоникидзевских агентов ГЕСТАПО, через которых, я тебе говорил, нужно послать все сведения о нашей антисоветской работе.
Пиши сведения об итогах настоящего восстания и пришли их мне, я их сразу сумею отослать по адресу в Германию. Ты порви мою записку на глазах моего посланника. Время опасное, я боюсь.""
http://www.specnaz.ru/archive/10_2001/7.htm Трогательная история с "усердием" паталогического садиста капитана госбезопасности Султана Албогачиева, с усердием, которое, как сообщает Пыхалов, не прошло незамеченным и было награждено высоким постом наркома внутренних дел Чечено-Ингушетии, проливает свет на природу того режима, с которым вели борьбу чеченские повстанцы. Но обратите внимание на эти фразы из, якобы, письма Албогачиева, якобы написанного для лидера повстанцев Хасана Исраилова: "Связь держи со мной только через моих доверенных пособников. " Пособником по-русски называют того, кто содействует преступлениям. Парень называет своих собственных сторонников "пособниками"? Значит Албогачиев считал свою и Исраилова деятельность преступной, подобно тому, как повстанцы считали свои действия "бандитизмом"? А как вам это: "Я боюсь, что если ты не послушаешь меня, и мы, работники республики, будем разоблачены...Ты же разоблачился сам. Ты действуй, находясь в глубоком подполье. Не дай себя арестовать. Знай, что тебя будут расстреливать...Ты пиши мне письмо враждебного уклона... Пиши сведения об итогах настоящего восстания и пришли их мне, я их сразу сумею отослать по адресу в Германию...Ты порви мою записку на глазах моего посланника. Время опасное, я боюсь.". Все вместе напоминает какой-то дурной совковый детектив 40х годов, "про шпиёнов". А то участник вооруженного восстания против режима не знает, что ему надо действовать в подполье и что если его арестуют, то будут расстреливать, так что его как дитя малое, надо специальным письмом об этом извещать! И все сплошь боятся "разоблачений". И, конечно, главное,связаться с агентами Гестапо...
Словом, доверя к писания Пыхалова после таких документов, у нас нет. Вопрос о путях развития повстанческого движения в Чечне и его идеях в 1941 г. остается открытым.