"Роль профсоюзов в трудовых конфликтах, судя по всему, невелика".
Краткий информационный обзор протестной и забастовочной активности в России в первом полугодии 2008 г.
Забастовочная активность достаточно высокая даже по сравнению с 2007 годом - зафиксировано 36 акций.
География акций широчайшая - от Владивостока до Калининграда. За редким исключением выдвигаются два требования - повышение зарплаты и выплата задолженностей. Другие требования - сохранение рабочих мест, улучшение условий труда - встречаются редко. Преобладают стихийные акции, роль профсоюзов, чаще всего, сводится к координации действий, возникающих стихийно.
Организованные коллективные трудовые споры встречаются редко. Стихийные конфликты чаще приводят к положительным результатам, чем организованные коллективные споры. Среди стихийных акций встречаются почти все формы протеста: пикеты, митинги, остановки работы, голодовки. Не зафиксированы захваты предприятий, перекрытие дорог, акции гражданского неповиновения. Это говорит о средней интенсивности забастовочных действий, но есть основания, чтобы предположить, что накал увеличивается. На июнь пришлось значительное количество акций, проводимых в резкой форме - остановки работы, голодовки и т.п.
Обзор подготовлен сотрудником Центра социально-трудовых прав по материалам Интернет-ресурсов, в частности, по данным ИКД.
Данный обзор содержит информацию об акциях протеста, забастовках и голодовках, проводимых работниками российских предприятий. В качестве источников информации использовались ведущие Интернет ресурсы, отражающие социально-трудовую тематику [1].
Разумеется, что эта информация не является исчерпывающей, хотя более надежного источника информации о трудовых конфликтах сегодня найти трудно. Телевидение, радио и печатные издания редко публикуют информацию о трудовых конфликтах, а статистические органы регистрируют [2] только законные забастовки. Поэтому информация о реальных конфликтах и забастовках распылена по разным источникам. Интернет ресурсы отражают не все конфликты, а только наиболее значимые, попавшие в поле зрения корреспондентов и информационных агентств. Однако даже такой обзор, не претендующий на исчерпывающую полноту, позволяет получить представление о масштабах и распространенности трудовых конфликтов в стране.
Частота трудовых конфликтов
Всего за первое полугодие в зафиксировано 36 конфликтов, информация о которых была опубликована в Интернете. В среднем по 6 конфликтов за месяц. Перечень зафиксированных конфликтов приведен в Приложении.
Указанные конфликты различаются по многим параметрам, по числу участников, продолжительности, напряженности. Одним конфликтам, например, забастовке машинистов подмосковных электропоездов, посвящены десятки публикаций. В то время, как масштабная и, что очень важно, законная забастовка докеров в Санкт-Петербурге, практически не освещалась. Некоторые забастовки становятся поводов для аналитических статей, в которых анализируются причины, последствия и особенности протекания, а некоторые просто упоминаются в новостных лентах. Поэтому возможностей для подробного анализа ситуации с забастовками по Интернет-источникам немного. Можно судить об их географической и отраслевой распространенности, требованиях, форме протеста и степени организованности. Продолжительность трудовых конфликтов, количество участников и результативность чаще всего определить трудно. Например, результаты конфликтов довольно часто неясны, так как последствия (выплаты, повышения зарплаты или репрессии против участников) наступают позже, иногда через несколько месяцев после острой фазы трудового конфликта, и журналисты за этим уже не следят.
Распространенность трудовых конфликтов
Забастовки и трудовые конфликты распространены по всей стране от Владивостока до Калининграда. И в Сибири, и в центральных, и в южных регионах - везде происходят трудовые конфликты. Забастовки происходят не только в крупных городах, которые одновременно являются крупными индустриальными центрами. Значительная их часть проходит в малых городах и поселках, на градообразующих предприятиях.
Отраслевая распространенность трудовых конфликтов также велика. Прежде всего, это сфера производства - от добывающих отраслей до высокотехнологического машиностроения. Немало конфликтов в сфере транспорта, обслуживания и коммунального хозяйства. Не остается в стороне и бюджетный сектор. Пожалуй, из крупных секторов экономики не зафиксировано трудовых конфликтов в сельском хозяйстве. Также нет информации о конфликтах в банковской и страховой отрасли.
Факт географической и отраслевой распространенности трудовых конфликтов следует считать нормальным. При таком уровне дифференциации доходов, инфляции, несовершенном законодательстве трудовые конфликты просто должны быть распространены.
Требования работников
В большинстве случаев требования работников связаны с зарплатой. Но если требования повышения зарплаты можно считать нормальными для рыночной экономики, то требования связанные с выплатой задолженности нормальными назвать нельзя. В этих случаях речь идет о длительных, до нескольких месяцев, задержках, когда работники вообще не получали зарплату. Возвращение этой темы из 1990-х годов в сегодняшнюю реальность - тревожный симптом, свидетельствующий об отсутствии прогресса в трудовых отношениях.
Требования сохранения рабочих мест, улучшения условий труда встречаются реже и, как правило, выступают как самостоятельное требование, не связанное с зарплатой
Формы протеста, участие профсоюза
Большинство зафиксированных акций проходят в форме несанкционированных акций - остановок работы, голодовок, стихийных акций. Забастовок, которые проходят в форме организованных трудовых споров немного. Кроме того, как показывает опыт предыдущих лет, суды часто не признают законными забастовки, даже если они начались как официальные коллективные трудовые споры. Незаконная забастовка московских железнодорожников, которые пытались начать коллективный трудовой спор в прошлом году, привел их к пониманию необходимости проводить необъявленные акции, которые нельзя предотвратить и проигнорировать. Именно такой способ становится наиболее эффективным средством привлечения работодателя к диалогу, и привлечения внимания властей.
Такая практика свидетельствует о неработоспособности закона, так как в стране, при высокой степени неурегулированности трудовых отношений, достаточно высокой конфликтности, практически нет законных забастовок.
Роль профсоюзов в трудовых конфликтах, судя по всему, невелика. В лучшем случае, профсоюз «сопровождает» забастовщиков, т.е. организуем им консультации, помощь, посредничество. Сами профсоюзы очень редко могут организовать законную забастовку в рамках коллективного трудового спора. Поэтому работники начинают действовать до того, как профсоюз сможет развернуть сложную процедуру подготовки к забастовке. Профсоюз не может ни присоединиться, ни возглавить такую акцию, так как он, в этом случае несет ответственность за организацию забастовки. Подобную ситуацию можно оценить следующим образом: нынешнее законодательство, за счет сложной процедуры не предохраняет экономику от безотвественных забастовок. До определенного уровня напряженности такой закон просто гасит забастовки, а потом, когда «градус кипения» поднимается выше критической отметки, закон не позволяет трудовым конфликтам протекать в законной форме, отталкивая профсоюзы и провоцируя стихийные акции.
Заключение
Ситуация с забастовками постепенно выходит из-под контроля. Способность закона «гасить» забастовки, видимо, исчерпана. Есть много причин, усиливающих социальную напряженность в сфере социально-трудовых отношений. Возникающие там противоречия не разрешаются в открытой и законной форме, а накапливаются, и взрываются в виде стихийных акций. При росте числа стихийных конфликтов ситуация будет усугубляться. Жесткое подавление акций протеста работников приведет к росту возмущения и катализирует протесты, то же самое произойдет, если санкций не будет, и станет понятно, что нарушение жесткой процедуры можно осуществлять безнаказанно. Единственным конструктивным выходом может быть оперативное изменение законодательства в плане либерализации забастовок и перевод ситуации в правовое поле.
Другой тревожной тенденцией стало появление такой причины, как невыплаты зарплаты. Это свидетельствует о высокой степени неурегулированности трудовых отношений на некоторых предприятиях. Причем, на некоторых предприятиях, где возникли задержки зарплат, есть профсоюз, который не смог, или не имел возможности урегулировать эту проблему.
Все это создает неблагоприятный фон для развития трудовых отношений в стране. Рост стихийных акций и возвращение неплатежей напоминает ситуацию второй половины 1990-х годов, которые вылились в массовое забастовочное движение и «рельсовые войны».
***
[1] Использовалась информация сайтов и Интернет-порталов
http://www.newsru.com/,
http://www.gazeta.ru/,
http://www.kommersant.ru/,
http://www.polit.ru/,
http://www.lenta.ru/,
http://www.labourstart.org/ru/,
http://www.solidarnost.org/,
http://ikd.ru/ и др.
[2] Так по данным Федеральной службы государственной статистики в 2007 г. только на семи предприятиях проходили забастовки. В то же время, как по данным Интернет источников в 2007 г. проходили десятки забастовок.
Автор - Бизюков П.В.
Ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав
http://www.ikd.ru/node/7265