ОТКУДА ПОЯВЛЯЕТСЯ АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ?

Jul 21, 2008 15:32


Михаил Магид




Современное общество - это толпа людей, на которую надет гигантский хомут. С рождения и до самой смерти сдавленные этим хомутом, они тащат тяжеленную и вонючую повозку капитализма, на которой гордо восседает несколько мерзавцев. Поэтому общее желание толпы состоит в том, чтобы хоть немного ослабить давление и уменьшить поток нечистот, извергаемых капиталом. Отсюда борьба за улучшение условий труда или против загрязнения окружающей среды.

Но классовый интерес пролетариата, то есть класса наемных работников, лишенных власти и собственности,  состоит не в устранении капитализма. Он состоит в том, чтобы работать на хозяина поменьше и получать больше денег. Мы не можем высокомерно осуждать это желание. Ведь мы сами - трудящиеся, и точно так же, как и прочих, нас грабят и унижают, не платят вовремя деньги, принуждают работать сверхурочно, увольняют с работы за малейшие провинности.

Однако, для того, чтобы ликвидировать капитализм, классовой борьбы недостаточно. Аргентинский анархо-коммунист Лопес Аранго отмечал, что чисто материальная борьба за хлеб может остановиться, если требования ее участников будут хотя бы частично удовлетворены. «Человек - утверждал он - ведет борьбу за хлеб, за удовлетворение своих потребностей, но в этой борьбе… заложен альтруистический импульс: желание обеспечить хлеб для всех людей. Именно таков побудительный мотив бунтарства, более высокий, нежели настоятельные потребности и разделения на классы». Если эти внеклассовые побуждения будут расти, если стремление к братскому содружеству людей, в котором нет ни богачей, ни бедняков, ни командиров, ни прислуги будет расти, тогда и возникнет возможность для радикального социального преобразования.

Французский исследователь Жиль Дове, говоря об истоках социальной революции, рассуждает о «коммунитарном внеклассовом измерении пролетариата», восходящем к древним докапиталистическим и даже к доклассовым эпохам. Например, коллективное выживание людей в русской, европейской или индийской крестьянской общине было возможно лишь благодаря взаимопомощи, солидарности. Даже в современном капиталистическом мире существует любовь и содружество. Сегодня эти явления маргинальны. Они проявляются в системах неформальной экономики (взаимопомощь в рамках дружеских или родственных отношений, беспроцентный кредит и др). Однако, отнюдь не ими определяется ход жизни человека в классовом обществе. Основные движущие силы современного мира - эгоизм и жажда наживы. Но так было не всегда, и, мы надеемся, что так не всегда будет!

Если классовая борьба ведется общими собраниями, на которых трудящиеся самостоятельно определяют свои цели и формы сопротивления, то появляется возможность для перехода к новому. Появляется возможность для превращения классовой борьбы в попытку устранить саму власть капитала, заменив ее контролем собраний над территорией и производством. Люди приобретают реальный опыт солидарности и совместного принятия решений, а такой опыт поистине бесценен.

...Современный человек не есть еще законченный продукт капитализма. Если бы это было так, людей не интересовало бы ничего, кроме обогащения, а единственной формой отношений между людьми были бы расчет и конкуренция. Но до сих пор это не так, точнее не совсем так.

Наконец, имеется еще одно важное измерение человеческого существования, которое обычно не учитывается во всевозможных расчетах и прикидках социологов. Человек вообще не есть существо, которому можно дать четкое определение. Он не есть нечто застывшее, раз навсегда установленное, законченное. Если бы человек был завершенным в своем развитии существом, то человечество вымерло бы тысячи лет назад, когда людям пришлось полностью изменить образ жизни, культуру и менталитет, перейдя от охоты и собирательства в небольших общинах к крупным аграрным сообществам. Точно так же образ жизни и менталитет менялись и в последствии.

Мы, сторонники преодаления капитализма, не говорим, что человек плох или хорош. И то и другое является мистификацией. Мы говорим, что человек способен меняться.

Французский философ Жак Камат отмечает: "Нужно перестать воспринимать коммунизм, как продолжение капиталистического способа производства... Революция появляется не из той или иной части нашего бытия - из тела, пространства или времени. Наша революция, как проект восстановления коммуны была необходима ещё с того момента, когда были уничтожены древние общины. Сведение коммунистической революции к восстанию, которое должно разрешить противоречия капиталистического способа производства нанесло человечеству немалый вред... Сен-Жюст сказал, что революция не может остановиться до тех пор, пока счастье не будет реализовано, показывая этим ложность стремления судить людей чисто в терминах историко-материальных фактов данной эпохи. Человек никогда не является чистым здесь-бытием. Он может быть, только преодолевая, и он не может быть только тем, что должно быть преодолено (Ницше). Человек является преодолением, потому что структурно и биологически он является существом преодолевающим. Иными словами, человек является исследователем возможного и не удовлетворяется немедленно реализуемым, особенно если оно ему навязано".

коммунизм, Анархизм

Previous post Next post
Up