Колонии Ленина: Туркестан

Jan 16, 2015 14:09



.
.
.
.

.

Не ходи, душа-девица,
За Арона Кузьмича.
Неизвестно, кто родится
От такого басмача.
.

Одна из легенд о раннем большевизме и СССР гласит, что этот период отличался интернационализмом и последовательной борьбой "с тяжелым наследием царского колониализма". Ранее я уже писал, основываясь на примере Украине, что это совершенно не соответствует действительности (1). Одним из самых ярких примеров, подтверждающих тот факт, что большевистская Россия даже в своем раннем до-сталинском варианте была ничем иным, как продолжением колониального имперского проекта, служат события в Туркестане.
.
Британский историк, троцкист Алан Вудс пишет в своей статье об андижанских событиях: "Революция 1917 года показала, как Средняя Азия может достигнуть свободы и прогресса. Рабочие и крестьяне Средней Азии, вслед за русскими рабочими, восстали против тирании ханов, шахов и мулл и установили советскую власть. Это стало стартовой точкой стремительного развития производительных сил, культуры и цивилизации в Средней Азии."
.
К сожалению, в 1917-1921 гг., то есть в революционный период, положение в Средней Азии было, мягко говоря, иным. Местные советы - главным образом творение русских рабочих и служащих. Коммунист Г. Сафаров отмечал в 1920 г., что "с первых же дней революции советская власть утвердилась в Туркестане как власть тонкого слоя русских рабочих по линии железной дороги. Еще и до сих пор здесь широко распространен тот взгляд, что единственным носителем пролетарской диктатуры в Туркестане может быть только русский." (2).
.
Попытки представителей мусульманского населения создать автономию были жестко пресечены. В феврале 1918 г. русскоязычная большевистская власть, опираясь на поддержку боевых отрядов армянской партии Дашнакцутюн, захватила Коканд. В ходе ожесточенных боев, длившихся около недели, город был разрушен, до 10 тысяч человек погибли. Кокандское правительство просуществовало всего 72 дня. В конце февраля 1918 г. в Ферганской долине, а позднее во всем Туркестане началось повстанческое движение басмачей (истиклолчилик харакати) за освобождение края.
.
О басмачах в России знают и судят по старым картинам киностудии Узбекфильм; возможно считают басмачей аналогом современных исламистов. В действительности на повстанцев Туркестана оказывали идейное влияние различные силы: например, социалистическая партия ЭРК (ее лидером был тюркский общественный деятель Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган) и демократы-джадиды. Сотрудничали с басмачами и русские эсеры. Причем, по мнению современного узбекского историка Шухрата Барласа, финансировали значительную часть повстанцев богатые туркестанские евреи, которые служили повсеместно "кошельками" басмачества.
.
Одно из первых постановлений новой большевистской власти запрещало мусульманам занимать государственные должности (правда, спустя полгода данное положение отменили). В полном соответствии с политикой империи, основанной на принципе "разделяй и властвуй", большевики в те годы опирались в Туркестане прежде всего на этнические меньшинства, лояльные к метрополии, а именно - на русских и армян. И те, и другие - христиане, неуютно чувствовавшие себя в окружении мусульманского большинства, всегда зависели от расположения любого центрального правительства, какую бы идеологию оно не исповедовало. Даже некоторые русские кулаки и священники поддержали большевистскую власть. Выступая на X партийном съезде в Москве в марте 1921 г., Сафаров рассказал, что летом 1920 г. он прочитал следующее объявление в одном из небольших городков Туркестана: "По случаю того, что сегодня богослужение исполняется коммунистическим батюшкой, все члены коммунистической партии приглашаются на это богослужение". А член Наркомата по делам национальностей Бройдо отмечал, что существуют "коммунист-мусульманин, в установленное время занимающийся молитвой", и русский "архимандрит-председатель уездкома или редактор партийного и советского органа" (4).
.
Но не смотря на наличие мусульман-коммунистов, мусульманское преимущественно тюркоязычное население (сельское, ремесленное и торговое) в целом осталось в стороне от государственной власти. "Великорусский воинственный шовинизм и обороняющийся национализм порабощённых масс колонии, проникнутый недоверием к русским вообще, - основная характерная черта туркестанской действительности", признавал Бройдо в 1920 г. (5). Справедливости ради: центральная власть в Кремле пыталась, до некоторой степени, изменить положение дел. Так 12 июля 1919 г. в радиограмме, направленной Центральным Комитетом партии Туркестанскому правительству, обращалось внимание на то, что необходимо осуществлять "широкое пропорциональное привлечение туркестанского туземного населения к государственной деятельности" и "прекратить реквизицию мусульманского имущества без согласия краевых мусульманских организаций". Однако, по свидетельству британского офицера, в то время находившегося в Ташкенте, первое требование вызвало крайнее недовольство местных руководителей; они считали, что заполнение 95 % административных должностей представителями коренных национальностей Туркестана привело бы к "краху большевистского правительства" (6).
.
Историк Татьяна Котюкова отмечает, что правительство большевиков использовало для нужд фронта те небольшие запасы продовольствия, которые имелись в республике. "Тяжелым бременем на плечи сельских жителей легла необходимость содержать Красную армию. Только в Туркестане насчитывалось до 100 тыс. красноармейцев. Нередко в ходе военных действий между красноармейцами и басмаческим движением посевы уничтожались на корню. По данным обследования чрезвычайной комиссии ТуркЦИКа только в сентябре-октябре 1921 г. оказались разоренными 80029 хозяйств, количество голодающих составило 227059 чел., погибло от голода 64336, а 159959 чел. находились под угрозой голода" (7).
.
Тюркский социалист Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган , сотрудничавший с басмаческим движением, рассказывает, как Красная Армия использовала русских против населения Туркестана: "12 сентября (1920 г - Прим.) большевики начали крупное наступление по всем направлениям. Это было очень трудное время. Большевики брали в Красную Армию голодающих русских из Центральной России, чтобы те отбирали у туркестанцев хлеб. Поэтому русских солдат-добровольцев было много. Сражались они храбро, поскольку знали, что в противном случае им грозит изгнание из армии и смерть от голода... В деревне Суфьян (Sufiyan), около Душанбе, русские нашли труп своего солдата со следами ожогов на лице. В отместку за это они убили всех соседних узбекских дехкан. Тем временем большевики, подстрекаемые одной коммунисткой, служившей в их армии, связали семерых узбекских солдат и стали заживо резать их ножами. Затем завалили пленных сеном и подожгли" (8).
.
По мнению председателя Совнаркома Туркестана К. Атабаева, в 1919-1920 годах в Ферганской долине существовало не просто басмачество... а "определенное народное восстание". 18 июля 1922 года, делая доклад на 5-м заседании 4-го пленума ТурЦИКа, проходившего в Ташкенте, Атабаев так объяснил зарождение басмачества:
.
"Советскую власть в Фергану привезли железнодорожные рабочие, которые долгое время не находили пути к увязке с местным населением. Одновременно с возникновением советской власти в Фергане группа мусульманской интеллигенции, совместно с улемами, созвала съезд мусульманских воинов и дехкан. На этом съезде было избрано правительство автономного Туркестана. Оно объявило амнистию всем грабителям и ворам, призывая их вступать в ряды национальной армии, которая организовалась в Фергане...
Для ликвидации этой банды советской властью был отправлен в Коканд отряд во главе с т. Перфильевым, который и приступил к осаде города. Автономное правительство выпустило воззвание, приглашая всех мусульман вступить в ряды национальной армии для защиты религии Ислама, национальной свободы и автономного правительства. И действительно, близкие кишлаки отозвались и прибыли в Коканд с кетменями, топорами, охотничьими ружьями и т. д. Бой продолжался три дня. За это время автономное правительство исчезло... К моменту взятия Коканда в городе остались те кишлачники, которые пришли к ним на помощь. Они-то больше всего и пострадали.
Наш отряд состоял исключительно из дашнаков (армянская национальная партия - Прим) которые быстро учли создавшуюся обстановку и решили нажить деньги. Расправа шла большей частью по торговой линии. Все местные торговцы были расстреляны, имущество их было свезено на оклады и в вагоны, а что осталось, было сожжено. Население подверглось насилиям, грабежу, а город - разрушению. Население Ферганы, видя такую жестокую расправу, поверило автономистам, что большевики действительно грабители и бандиты, что они ничего не признают и идут против религии, против Бога.
…Мобилизация местного населения на тыловые работы в 1916 году вызвала целый ряд восстаний в Самаркандской и Семиреченской областях. В Фергане… население откупилось от мобилизации очень осторожно: оно обложило само себя особыми налогами и на собранные деньги наняло всякий сброд - картежников, карманников, весь бездельный люд, которым кишела Фергана. После годового пребывания на фронтах они возвратились домой и как «истинные рабочие» были привлечены в местные Советы…
В каком же порядке протекала там наша политическая работа? Наш лозунг «Долой старый мир, долой буржуазию!» проводился в жизнь приблизительно в следующем виде. За старый мир мы принимали все мечети, медресе, которые были нами закрыты; казии, улемы были арестованы; борьба с религиозными предрассудками выражалась в том, что священный для мусульман Коран в Маргелане был сожжен представителями советской власти; соборная мечеть в Андижане была превращена в казармы мусульманских отрядов…
Наши отряды нападали на мечети и бросали бомбы в молящихся ишанов, улемов. В результате весь класс улемов и ишанов ушел к басмачам.
Местное байство мы расценили как европейскую буржуазию, арестовывали и сажали в тюрьму, выпуская по выплате определенной контрибуции. Здесь я отмечу, что покушение на товарища Ленина также отразилось в Фергане репрессиями по отношению к баям, которых арестовывали, говоря: «Вы, сволочи, покушались на Ленина!» Так протекала там классовая борьба…
Мы проводили… и хлебную монополию и продовольственную разверстку, и земледельческое крестьянство и труженики-кустари, поголовно все население восстало против советского режима, советского порядка и ушло к басмачам, дав этому движению, вначале чисто бандитского характера, политическое содержание…
…И мы в течение 4 лет не сумели ликвидировать это движение ни с какой его стороны.
Когда советское правительство очутилось перед лицом восстания, которое все усиливалось, оно укрепилось в крупных городах и повело с ним борьбу.
В первое время наши красноармейские части не были объединены под единым командованием и каждый город выступал самостоятельно против басмачей. Красноармейские отряды состояли главным образом из дашнаков, ничем не связанных с местным населением и по своему происхождению враждебных ему по той причине, что армяне как торговцы по роду своих занятий конкурируют с местным населением в своей обыденной жизни…
…Мы думали одно время ликвидировать басмачество огнем и мечом. В этих целях более или менее крупные кишлаки, «пораженные басмачеством», уничтожались беспощадно, вследствие чего население уходило от советской власти все дальше и дальше. Не помогла нам и общая оккупация всей Ферганы…
Такое положение очень тяжело отражалось на настроениях наших красноармейцев, и в злобе отчаяния они нередко истребляли совершенно мирное население.
В результате всего этого сложилось у командования и у красноармейцев определенное мнение, что все население является басмачами.
Под этим углом зрения проводилась и карательная политика. Довольно долгое время практиковалась система заложников. Последних было взято столько, что во всей Фергане не находилось места для их изоляции…". (9)
.
Каковы были в целом масштабы насилия и гибели людей? Их сложно оценить сегодня. Например, по мнению историка Шухрата Барласа, война между повстанцами и режимом, тянувшаяся мелкими стычками до 1944 г., стала причиной гибели нескольких миллионов человек.
.
***
.
Автор данной заметки не является поклонником национально-освободительных про-государственных движений. По его мнению, социализм, основанный на коллективной собственности и самоуправлении трудовых коллективов (либертарный или антиавторитарный социализм) и национальный федерализм (автономия) вместе дают нужное решение большинства социальных и национальных проблем. Однако, недопустимо заставлять людей жить в том государстве, в котором они жить не хотят и по таким законам, по которым они жить не хотят. Власть большевиков в регионе с самого начала была властью отдельных представителей местного русскоязычного меньшинства и поддержавшего их Кремля над туркестанским мусульманским большинством. Даже если центру и не все нравилось, Ленин и его соратники предпочитали опираться на имперских шовинистов и вести свою игру их руками. Да и сама централизованная структура большевистской России и СССР, в рамках которой все ключевые решения военного, экономического и идеологического характера принимались в Кремле, стала продолжением царизма. Имперская колонизация не имеет и не может иметь никаких оправданий. Колониализм должен быть отвергнут. В противном случае он способен породить немыслимые преступления.
.
.
Прим.
.
1) Оккупация Украины:
http://novaiskra.org.ua/?p=1120
.
2) Эдвард Карр. История Советской России. Большевистская революция.
http://www.kursach.com/biblio/0002010/311_2.htm
.
3) Туркестанская автономия (Туркистон Мухторияти). Создание и разгром. Сборник статей.
http://kh-davron.uz/kutubxona/tarix/turkestanskaya-avtonomiya-turkiston-muxtoriyati-sozdanie-i-razgrom-sbornik-statej.html
.
4) Эдвард Карр. История Советской России. Большевистская революция.
.
5) Там же.
.
6) Там же.
.
7) Т.В. Котюкова. Гражданская война в разрезе региональной истории: голод в Туркестане 1918-1920-х гг.
http://www.permgani.ru/publikatsii/konferentsii/grazhdanskaya-vojna-na-vostoke-rossii/t-v-kotyukova-grazhdanskaya-vojna-v-razreze-regionalnoj-istorii-golod-v-turkestane-1918-1920-h-gg.html
(ЦГА РУз. Ф. 17. Оп. 1. Д. 1197а. Л. 19-21)
.
8). Заки Валиди Тоган о басмаческом движении.
http://vlib.iue.it/carrie/cec/xacan.shtml
.
9)  Хроника великого джута.  Валерий Федорович Михайлов. Цит. по: Юность. 1990, № 1. С. 83-84.
Previous post Next post
Up