Роза Люксембург и Лео Йогихес: Авторитаризм и Национальная Нетерпимость

Mar 30, 2014 21:29



Марксистка Роза Люксембург считается одной из величайших  революционных деятелей 20го столетия. Даже полу-либералка - полу-анархистка Ханна Арендт посвящает Розе восторженные заметки. Здесь мы хотели бы обратить внимание на некоторые политические идеи Розы Люксембург и ее гражданского мужа и соратника по борьбе Лео Йогихеса, идеи, которые обычно никем не обсуждаются

***

Летом 1894 года еврейский социалист Милль встретился с Розой Люксембург и Лео Йогихесом в Цюрихе... "Не буду передавать их глупые шуточки по поводу решений конференции (конференция социалистов, состоявшаяся ранее в Вильно - прим.) - писал Миль, - однако их наиболее гневная критика была направлена против ее общей позиции, которую они заклеймили как сто процентов сепаратистскую, как своего рода ППС-изм (ППС- Польская Партия Социалистов - прим) на еврейской рабочей улице... То, что нам нужно, утверждали они, это не идиш (язык восточноевропейского еврейства - прим) и не особые еврейские организации, а язык окружающего населения и слияние с христианским пролетариатом. Любой другой путь может только завести нас в националистическое болото." (1)

Проблема состояла в следующем. Российско-еврейские социал-демократы (будущие члены Бунда - Всеобщего Еврейского Рабочего Союза Литвы, Польши и России) выступали за совместную борьбу с русскими и польскими социалистами против самодержавия. Они не были сторонниками полного обособления евреев или сепаратизма, выступали за совместные действия с русскими, польскими и литовскими работниками. Все специфически еврейское, чего они хотели, состояло в праве на существование автономных еврейских рабочих революционных организаций (федерированных с русскими, польскими и литовскими), в будущей еврейской автономии и в развитие языка идиш. На этом языке говорили 7-8 миллионов евреев Восточной Европы.

Позиция Люксембург вызвала негодование еврейских социалистов и не способствовала диалогу и единству трудящихся. Одно дело выступать за интернациональное сотрудничество, союз, совместную борьбу и культурный обмен (что не исключает и возможности культурного синтеза). Абсолютно другое - требовать растворения одной национальности в другой. В 1897 г. в Вильно состоялся первый учредительный съезд Бунда, отношение которого к взглядам Люксембург было достаточно негативным, а язык идиш был объявлен официальным языком движения. В дальнейшем Бунд превратился в наиболее влиятельную еврейскую социалистическую партию.

Параллельно своим глубокомысленным, граничащим с антисемитизмом, замечаниям по еврейскому вопросу,  Люксембург и Йогихес создавали польское социал-демократическое движение. Но поддержка их идей оказалась сравнительно не велика и среди польских социалистов. Абсолютное большинство последних очень плохо отреагировали на идеи Розы Люксембург (2). В 1893 г в Вильно состоялся учредительный съезд Польской Социалистической Партии  (ППС), на котором самой непосредственной задачей было объявлено создание независимого польского государства. Национальный вопрос имел огромное значение для поляков по той причине, что они, как и евреи, находились под властью российского государства и подвергались жестокой национальной дискриминации

Правда, в отличие от современных левых ультракосмополитов, в программных установках польских социалистов, которые пошли за Р. Люксембург (Социал-Демократия Королевства Польского и Литвы, СДКПиЛ, создана в 1905 г), все же имелась национальная программа. Вот как она была сформулирована: "Равноправие всех национальностей, проживающих в российском государстве, обеспечение им свободы культурного развития: создание национальной школы и предоставление свободы пользования родным языком, государственной автономии для Польши" (3). Здесь, конечно, нет никакого отрицания существования наций или народов, как у современной левой шизы.

Тем не менее, не поддерживая идею польской, или какой-либо иной государственности, мы склонны предполагать, что одной из причин отрицательного отношения большинства польских социалистов к идеям Розы Люксембург и Лео Йогихеса стала их приверженность той крайней форме "интернационализма" (а на самом деле плохо завуалированного националистического предпочтения культуры больших народов - культуре малых народов), которую мы могли наблюдать на примере отношения к евреям. Даже если подобного рода идеи и не были положены в основу официальной программы, декларировавшейся Розой и Лео, они несомненно высказывались ими в той или иной форме и не могли не произвести на поляков отталкивающее впечатление.

Но гораздо более резкими выглядят замечания Розы Люксембург об Украине и украинцах. Она отрицала само существование этого народа (в отличие от некоторых других народов царской империи): "Украинский национализм в России был совсем иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем просто причудой, кривляньем нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентиков, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны, без всякой исторической традиции, ибо Украина никогда не была ни нацией, ни государством, без всякой национальной культуры, если не считать реакционно-романтических стихотворений Шевченко" (4). Нам представляется, что подобные замечания об украинской культуре столь же безосновательны, сколь оскорбительны для украинцев, равно как и требование  Розы Люксембруг и Лео Йогихеса в адрес евреев отказаться от еврейского языка, или даже больше.

***

Розу Люксембург и ее мужа и соратника Лео Йогихеса современники обвиняли в авторитаризме.  Иоганн Книф был лидером ультралевой немецкой  группировки "Интернациональные коммунисты Германии" во время немецкой революции 1918 -1919 гг. Большевик Карл Радек излагает его точку зрения следующим образом. Он (Книф) требовал незамедлительного создания большевистской партии, независимо от Розы Люксембург, говорил об опасности диктатуры Тышки (Лео Йогихес, бывший муж Розы Люксембург, ведавший оргработой в СДКПиЛ и в Союзе Спартака - прим), которая задушит своим централизмом партию немецких сторонников коммунизма. "Германская революция может победить лишь как широкое массовое движение. Партия не должна быть централизованной, как хочет Тышка..."

Довольно забавно, что немецкий ультралевак Книф, сторонник широкой децентрализации и автономии для борющихся за социализм работников, считал образцом для подражания партию большевиков, которая в 1918 г превратилась, наоборот, в ультра-централизованную авторитарную организацию - стерженевую структуру нового деспотического государства. Но мнение Книфа объясняется просто - он не был в курсе того, что случилось в России: интернета тогда не было, информация распространялась плохо и медленно.  Гораздо важнее другое - обвинения в авторитаризме. В авторитаризме Йогихеса и Люксембург обвиняли и раньше. СДКПиЛ управлялась парой Люксембург-Йогихес авторитарно, результатом чего стал откол, куда ушла варшавская организация и большинство местных групп.

***

...Роза Люксембург и Лео Йогихес не была ни ангелами, ни демонами социалистического движения конца 19го начала 20го столетия. В работах Розы можно обнаружить любопытные гипотезы, интересный анализ современных ей событий. И тем не менее, ее взгляды не могут быть приняты сторонниками социальной революции, всеобщего самоуправления, без (как минимум) очень серьезных оговорок. Отношение Розы и Лео к национальному вопросу хотя и не похожи на проявления современной ультракосмополитической левой шизы,  но сильно пахнут национальной нетерпимостью. Их презрение к автономии местных борющихся организаций, их жесткий централизм и диктаторские замашки - явление того же порядка. Люксембург и Йогихес считали, что евреям и украинцам следовало раствориться в массе более крупных влиятельных европейских народов, подобно тому, как автономия местной группы должна была  раствориться во всепроникающей воле партийного центра.

1. Йонатан Френкель. Пророчество и Политика. Социализм, Национализм и Русское Еврейство (1862-1917).

2. Там же.

3. Программа Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ)
http://www.illuminats.ru/component/content/article/28--xvii-xx/769-program-of-the-social-democracy-of-the-kingdom-of-poland-and-lithuania-1905?directory=29

4. Роза Люксембург. Рукопись о Русской Революции.
http://anticapitalist.ru/teoriya/biblioteka/roza_lyuksemburg._rukopis_o_russkoj_revolyuczii.html#.Uzg-hKLGgpU

5. В.А. Артемов.Карл Радек. Идея и судьба.
Previous post Next post
Up