Перед Новым годом принято делиться мечтами на будущее. Вот и я сегодня попробую...
Сколько себя помню, две противоречивые большие мечты боролись во мне. Первая - жить в избушке на берегу лесной речки и охранять лесную живность вокруг себя, знать в лицо каждого зверя, каждое дерево, каждую кочку в соседнем болоте. А второй детской мечтой был дом на колесах. Когда мои друзья по детсаду и школе рисовали самолеты и танки, моя рука выводила фантастические дома на колесах среди лесов и гор, на берегах рек и озер среди диких зверей и птиц. Если не забывать о детских мечтах, то они сбываются. Первую половину жизни я прожил большей частью на лесном кордоне в Брянском лесу, служил, как мог, своей малой родине, тому месту, где родился и вырос. Должен сказать, что в то время я никогда не забывал о своей второй мечте, даже делал фургон из простой конной телеги и, словно цыган, по несколько дней путешествовал по болотному и буреломному бездорожью окрестных лесов на одной лошадиной силе - смирном мышастом мерине по кличке Газик.
Первую половину жизни все мои путешествия умещались в радиус пятидесяти километров от дома. За пределы Брянского леса я почти не выезжал, разве что несколько раз в год в Москву по делам. Я работал в заповедной системе, порой встречался со своими коллегами из других заповедников, их рассказы будоражили воображение, и на меня напала непреодолимая охота путешествовать в дальние места. Эта страсть органично соединилась с еще одной страстью, пришедшей из детства - занятием фотографией. И в середине жизни я превратился в фотографа-путешественника, главной темой которого стала удивительная природа российских заповедников, в первую очередь, конечно, заповедника «Брянский лес», рядом с которым в заброшенной лесной деревушке находится мой дом, где я живу, когда не путешествую. В конце девяностых я осуществил свою вторую детскую мечту. У меня появился второй дом. На колесах. Сделаный на базе легендарного по проходимости воина и трудяги «ГАЗ-66», вернее, его современный вариант с более удобной кабиной. Сейчас эта марка называется «Садко». Небольшой фургон я оборудовал не без комфорта: отопление, удобная кровать, рундуки для экспедиционных запасов, стол, кресла и даже водопровод. На переднем бампере вездехода поставил мощную электрическую лебедку, которую не раз пришлось испытать, вытягивая свою и чужие машины из болот. На крыше фургона, кроме огромного запасного колеса, я возил с собой лодку, велосипед и скрадки для наблюдений за животными.
За несколько лет дом на колесах успел побывать в десятке заповедников и национальных парков Европейской России на пространстве от Белого моря до Черного. Доезжал даже до Казахстана. Поездки длились по месяцу, а то и по два, и мне очень нравилась жизнь на колесах. Кроме средства передвижения и жилья, мой фургон служил еще и скрадком для съемки животных. Ведь часто животные боятся именно человека, а не стоящую долго на одном месте камуфляжной раскраски машины. Из окошек фургона я снимал рыбалку осторожных черных аистов на Брянщине, зубров в национальном парке Орловское Полесье, сайгаков и журавлей красавок в Калмыкии, хищных птиц в Астраханской области.
Но в 2004 году я решил слетать на Камчатку. Как тогда думал, на две недели… Но настолько влюбился в прекрасный полуостров, что для меня перестали существовать все остальные части света. Камчатка стала моей второй родиной, а дом на колесах оказался законсервированным и забытым под навесом в Чухраях. Восемь лет я не выезжал на нем.
Теперь же я каждый день смотрю на свой камуфляжный фургон и старые мечты опять начали тревожить меня. Сколько еще ржаветь в бездействии моему дому на колесах? А не организовать ли мне путешествие жизни? Почему бы не проехаться от границы с Украиной, от Брянского леса до…. скажем... Японского моря. Или до той же Камчатки… Ехать не по федеральным трассам, а по возможности, по проселкам и лесному бездорожью, нанизывая на маршрут заповедники и национальные парки, рассказывая об их нынешней жизни. Рассказывать не только о реликтовой природе, но и реликтовых людях, о той России, которая живет вдалеке от оживленных дорог, которая надеется только на себя.
Ехать не спеша: год в одну сторону, год обратно. И, конечно, рассказывать обо всем увиденном и услышанном на страницах этого блога, может быть даже снимать фильм.
Когда отправлюсь в путь - не знаю, но, Бог даст, отправлюсь. Пока просто делюсь мечтой.
Где-то в Калужской области...
Над разливом Десны
©Николай Шпиленок. Подкормочная площадка для зубров в национальном парке Орловское Полесье.