«Запределье» / The Fall

Oct 28, 2008 21:00

Маленькая девочка одну страну нашла (и я там был, мед-пиво пил :)...

Режиссер: Тарсем Сингх
В ролях: Ли Пэйс, Катинка Унтару, Джастин Уэдделл, Джулиан Блич, Лео Билл, Маркус Уэсли, Робин Смит, Даниэль Калтаджироне.

Читая отзывы, натыкалась на фразы об окончании фильма, заставившего кого-то разрыдаться, но подробностей до просмотра знать не хотела, поэтому оставалась в неведении и потом весь фильм ждала, что в финале кого-то не спасут (а дальше выделю цветом, т. к. СПОЙЛЕР), но была жестоко разочарована, потому что никто очень важный в итоге так и не умер.
Маленькая Александрия (актриса играет хорошо, но симпатией к девочке я так и не смогла проникнуться) лежит с переломом руки в больнице, регулярно пропадая в палате актера-каскадера Роя (Ли Пэйс; очень здесь меня порадовал), который жалеет, что выполняя очередной трюк, кроме тяжелых переломов, так и не свернул себе еще и шею, ведь его любимая оставила его (и предаст еще раз - приехав в больницу, так и не решится навестить).
У Александрии богатое воображение - масса деталей окружающего мира оживает перед ее взором. Но воображение взрослого подчас бывает не менее сильным, чем у ребенка, и, к сожалению (ребенка; но на радость зрителю), более жестоким.
В фильме, по сути, три истории: Александрии, Роя и их общая - история, начинающаяся эпически, о пяти смелых бандитах, собирающихся отомстить коварному губернатору Одиозу, и в этой третьей истории встречаются и переплетаются первые две. Почему-то, наблюдая за третьей историей, часто вспоминался «Море-океан» Барикко (столь недопонятый и недооцененный мною), как если бы его написал индиец. Третья история не является самостоятельной, исключительно воображаемой, существующей параллельной реальностью, а причудливо и полностью отображает внутренний мир героев.
Да, фильм очень красив. Впечатляет не только буйство всевозможных ярких красок (чего стоит только один синий город, который, кстати говоря, реально существует, или пустыня из охры), но и оригинальность, изысканность, как декораций, костюмов, так и способов, которыми режиссер разделывается с некоторыми персонажами. За красивой смертью с налетом тонкой грусти, смешанной с иронией - это сюда.
Так что весь этот накал успешно удерживает внимание и восхищение зрителя на протяжении всей картины, несмотря на то, что лично мне было часто немного неуютно в открытом пространстве кадра - масса воздуха и маленькие, ничтожные фигуры персонажей, теряющиеся под величием экзотики декораций. Красота с двойным дном: и завораживает, и подавляет.
Но The Fall все-таки не стоило переводить, как «Запределье», потому что главный смысл картины не в фантазийной истории, рассказанной с нехорошей целью несчастным мужчиной одной любознательной маленькой девочке; сюжетообразующими являются именно падения (все гораздо проще) обоих героев и потом второе - финальное - падение Александрии. Оно послужит началом потока слез раскаяния и бессилия у Роя, и это, сколь сентиментальными ни казались бы нам эти сцены, наиболее сильные моменты фильма, если мы все-таки хотим увидеть в нем нечто большее, чем красивую картинку. Рой не имел права поступать так, но не дав водовороту полностью захватить тебя, унеся ко дну, невозможно выбраться на поверхность - этот парадокс царапал сердце сильнее всего.
Если наивная упорная вера ребенка может хоть немного ослабить жестокое, зацикленное на себе отчаяние взрослого, то «спасение в сказках» все-таки есть. А финал уточняет: и в самом искусстве кино тоже.
Этот фильм глубже и лучше (и красивее-таки) сразу же приходящих на ум «Лабиринта Фавна» и «Зеркальной маски», более вменяемый, универсальный и выступающий волшебным лекарем, нежели обезоруживающая своей кошмарной обыденностью, безысходной правдой «Страна приливов» Гиллиама, а по уровню драматизма не уступает «Мосту в Террабитию», как и последний делая важный акцент на игре воображения, но основной свой смысл раскрывающий именно в реальных взаимоотношениях героев.
Черно-белому началу истории мое отдельное «браво!»
Сингх много показал, но еще больше обещает в будущем, поэтому фильм воспринимается, как пролог к еще более безупречно продуманной работе, где внутреннее будет полностью соответствовать внешнему, пока он лишь максимально приблизился, но еще не достиг подобного равновесия.

Трейлер без особых спойлеров - на закуску.

image Click to view

английское кино 2000-х, американское кино 2000-х

Previous post Next post
Up