Hallam Foe

Mar 02, 2009 20:15

"Холлэм Фоу", 2007 год, режиссер Дэвид МакКензи.

"You met me at a very strange time in my life" (Fight Club).

Еще один яркий пример того, как вполне обычную историю британцы, украсив ее неординарными и подчас экстравагантными деталями, помноженными на только им, британцам, присущий стиль, превратили в захватывающее полуторачасовое действие.
Подросток Холлэм Фоу жил в потрясающе красивом загородном доме, напоминающем замок, со своей семьей: матерью, отцом и сестрой. Жил, по всей вероятности, беззаботно и счастливо, купаясь во всепонимающей любви единственного существа, которое безраздельно властвовало в его сердце - а именно так Холлэм любил свою маму.
Все резко изменилось, когда два года назад его мать покончила жизнь самоубийством. И теперь Холлэм, во-первых, замкнулся в себе и не понимает, как же она могла оставить в этом мире его одного? Во-вторых, залезает на дерево, в буквальном смысле, и живет там в домике, построенном его отцом-архитектором, дабы скрыться от реальности, превратившись в пассивного наблюдателя чужих судеб. И, в-третьих, что и удерживает внимание с самого начала, это ведь история не неблагополучного подростка. И это не история одного тяжелого переходного возраста. Это история благополучного мальчика, слишком благополучного до определенного момента, а оттого неизбежно - несколько излишне инфантильного, который вынужден вступать во взрослую жизнь, да еще на фоне того самого пресловутого кризиса переходного возраста. А потому это уже совсем иная история: гораздо тяжелее и мучительнее. И интереснее.
И первое, что делает Холлэм в исполнении юного, но подросшего Джейми Белла (он же - блистательный Билли Элиотт), вновь полностью вжившегося в свою, на этот раз еще более сложную роль - пытается найти виновных в трагедии его матери.
А правды ему, конечно, никто не говорит, в этой семье вообще плохо со взаимопониманием, так что становится ясно, почему Холлэм особенно любит свою маму - уж она-то, наверное, умела его слушать и слышать, а так же говорить, просто говорить с ним. Папа уже перешагнул через случившееся и пытается построить новое счастье со своей бывшей секретаршей, с которой был знаком давно. И тогда Холлэм понимает, что у нее мог быть мотив для убийства его матери, и начинает усиленно наблюдать за мачехой и своим отцом, а так же напрямую оскорблять и бросать в лицо обвинения.
Мачеха в исполнении очень хорошо перевоплотившейся и удачно загримированной Клер Форлани (известной широкому зрителю по главной женской роли в скучноватом и псевдомистическом "Знакомьтесь, Джо Блэк"), надо сказать, если не прямолинейная злодейка (за что сценаристам спасибо, выдерживать неизвестность удается до конца, а отдельные детали, вроде внезапно ушибленной ноги отца ближе к концу фильма, только усиливают сомнения, прав ли Холлэм), то уж прямолинейная стерва - точно, и потому не теряется. Находит очень необычный способ вынудить Холлэма хотя бы на время оставить ее в покое.
Необычные решения в поступках героев и ненавязчивый легкий детективный элемент очень оживляют сюжет и неизменно продолжают удерживать внимание зрителя до самого финала (я предугадала, например, последовательность событий, но к чему вырулит история, не могла с уверенностью сказать до самого конца).
Холлэм покидает родной дом и дом, заменивший ему родной - тот самый, что на дереве, где он устроил настоящий алтарь из фотографий своей мамы, и уезжает в Эдинбург. Бесцельно бродя там, он случайно встречает девушку Кейт (приятная и открытая София Майлс), очень внешне похожую на свою мать. И тогда история получает второе дыхание. Холлэм начинает наблюдать за девушкой в бинокль, потому что этот способ - единственный, к которому он привык, только через такое "общение" он поддерживает связь с миром.
Чем интересен персонаж Холлэма, так это своей неординарностью. Этот парнишка, как и любой подросток, противоречив (наблюдает за мачехой, но приходит в негодование, когда она читает его дневник), но, следя за другими людьми, даже во время самых их интимных моментов, не вызывает у зрителя отрицательных эмоций. Наоборот, в целом ему сопереживаешь, Холлэм чувствительный и ранимый, и вовсе не представляет из себя начинающего извращенца-вуайериста, потому что никакого сексуального подтекста, как ни странно, его подглядывание за собой не несет.
Чем интересен персонаж Кейт? Холлэму ведь очень повезло, что он встретил именно такую девушку. Нет, дело вовсе не только в том, что она похожа на его мать, хотя это и помогает наконец перешагнуть Холлэму через многое болезненное в себе, опасно маневрируя на грани взращивания эдипова комплекса. Главное в другом, и об этом сам Холлэм говорит почти вскользь, обычными словами и очень кратко. И Джейми Беллу сразу веришь, хотя иные актеры, израсходовав высокопарные речи, так и остались бы недопонятыми, зритель все искал бы глубинные причины поведения их персонажей.
"Главное в другом" - Холлэм в Кейт влюбится по-настоящему и впервые в жизни. Сильнейшую травму ему нанесла женщина - женщина же ее и поможет исцелить. Кейт, порывая, уходя и возвращаясь, эта строгая офисная дама, а за порогом офиса - запутавшаяся в себе молодая женщина, иногда резкая, несправедливая, но человечная, открытая (в отличие от Холлэма, и как ему это на руку), всегда готова пойти навстречу, а если не пойти, то хотя бы, захлопнув дверь, приоткрыть ее вновь и обернуться, чувствуя упорный взгляд собственной спиной.
До того как Холлэм встретил Кейт, он постоянно пытался, словно нарисовав мелом квадратики на асфальте, прыгнуть сразу через несколько делений вперед, оказавшись в своем будущем. И только благодаря этой странной истории, вынужден (а иначе в жизни и не бывает) вернуться назад и честно пройти каждый, казалось бы, уже вычеркнутый им квадратик-этап, болезненный нерешенный вопрос. И тогда только по-настоящему наступит будущее. Завесу которого на несколько мгновений приоткроют и для нас, зрителей, финальные кадры.
Иногда самый правильный путь - сложнее самого трудного, и в этом отдельное испытание той личности, для которой иного пути быть не может. Потому что путь из отчаяния в два раза длиннее, чем путь впадения в него, а еще длиннее путь от саморазрушения к пониманию себя и других. Путь Холлэма как раз и состоит из этих отрезков дороги.
Это грамотно снятая, но подчас, как уже и писала, экстравагантная драма, обнажающая души персонажей до неприятнейшей и непригляднейшей глубины, поэтому нельзя сказать, что смотрится она легко, хотя напряжение и разбавлено в умелой пропорции забавными моментами. Но зато после просмотра вас вряд ли посетит чувство, что вы провели это время зря. И отдельное спасибо создателям за сразу же обращающий на себя внимание, поддерживающий нужное настроение саундтрек, для которого постаралась даже группа Franz Ferdinand.

Папа и новая мама



Как Гарри встретил Салли Холлэм впервые увидел Кейт



Кейт



Наблюдающий



Холлэм выходит на тропу войны


английское кино 2000-х

Previous post Next post
Up