Ну евреи-кнааним (славяноязычные евреи) это вообще очень интересная и малоизученная тема. У них был свой язык, они могли сказать - "я тебя мекадейш был" и т.п. Они могли происходить от евреев Киевской руси (живших в Киеве ещё со времён гаойним и ришойним) и от других евреев. Постепенно с расселением Ашкеназим в восточной европе евреи кнааним присоединились к Ашкеназским идиш-говорящим общинам. Про этоу тему мне рассказывал, например laplandian
Я тоже слышал об этом. В основном в хазарском контексте (что естественно). А контекст этот окружен таким количеством мифов, что уж не знаешь, где выдумка, а где факты. Насколько я понимаю, кроме скупых записок из Каирской генизы со славянскими именами документов по этому поводу нет. Остаются только лингвистические реконструкции, а это вещь шаткая по определению.
Да, фактов мало. Хазарская тема тут обычно приводится, но далеко не обязательно что евреи-кнааним это просто потомки хазаров-гейрим. Вообще старые еврейские общины Киевской руси - сплошные загадки. Интересный источник - раскопки в Киеве и других центрах евреев Киевской Руси (Черниговщина, например). К сожалению коммуняки планомерно уничтожили много найденных артефактов. Им не нужна была "еврейская тема". Вот интересно ведутся ли кем-то исследования сегодня.
Есть сфорим написанные евреями из Киева. Например старинный сейфер по Каболе - "Шушан Сойдос" - написал Реб Мойше Бен Якойв миКиев зц"ль (жил около 500 лет назад).
Вроде евреи кнааним встречались и в более позднем времени чем 17 век, но в основном они "обашкеназились" если так можно выразиться и перешли на Идиш даже раньше того времени. Кстати, присоединением евреев-кнааним можно объяснить включение в Идиш славянских языковых элементов.
откуда, кстати, взялись эти "кнаанские" славяне - от Бершадского, который писал, что литовские евреи разговаривали на древнерусском, а лишь затем, со второй половине 16 в. стали переходить на идиш? Кажется, это мнение было опровергнуто С. Дубновым. Хотя в том, что евреи разговаривали на языках окружающих их народов нет ничего удивительного. А статья = да, весьма забавная: например, евреи в Вильне уже точно появились лишь во второй половине 16 в. (хотя бы, например, краткая евр. энцикл http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10920&query=ВИЛЬНЮС). А об Ивье помолчу :-) Кстати, Пересветов-Морат во 2-томе своей книжки о евреях в Киевской Руси приводит как раз подобные мифы, удревняющих историю еврейских общин, например, Пшемысля и пр. :-)
Нет, евреии-кнааним - исторический факт, и Бершадский тут не причём. И кстати, "Лошн Кнаан" упоминает ещё Раш"и. Вряд ли его интересовали гойские языки, скорее еврейские. Лошн Кнаан это еврейский язык со славянской основой - язык евреев-"кнааним", и это не было языком "окружающих народов". У евреев везде была интересная тенденция делать свой собственный язык (на оснвое окружающих при этом).
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А статья = да, весьма забавная: например, евреи в Вильне уже точно появились лишь во второй половине 16 в. (хотя бы, например, краткая евр. энцикл http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10920&query=ВИЛЬНЮС). А об Ивье помолчу :-)
Кстати, Пересветов-Морат во 2-томе своей книжки о евреях в Киевской Руси приводит как раз подобные мифы, удревняющих историю еврейских общин, например, Пшемысля и пр. :-)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment