Если не считать Земли, Марс - самая дружелюбная и легко доступная планета Солнечной системы. Никаких тебе экстремальных перепадов температур и убийственной солнечной радиации, как на Меркурии; никаких дождей из серной кислоты или ураганной силы ветров при температуре в 500°, как на Венере; никакого колоссального давления атмосферы глубиной тысячи километров, как на газовых гигантах… Нет, всего-то -50°С (в среднем - бывает и до +20), слабенькая атмосфера и сила тяжести в треть земной. В общем, райское местечко, этот Марс.
Если суметь высадиться.
Марсианская атмосфера на деле представляет собой большую проблему: с одной стороны, она есть и с ней приходится иметь дело при торможении (это вам не Луна) - с другой же, она слишком разрежена, чтобы ею можно было для этого самого торможения толком воспользоваться (это вам и не Земля). Пока марсоходы весили сотню-две килограммов, парашюты с грехом пополам справлялись. Но отправленный в ноябре прошлого года
Curiosity весит почти тонну - при таком весе парашюты скажут «ух!» и дружно лопнут. Тормозить же ракетными двигателями, как в старые добрые времена первых межпланетных станций, слишком накладно. Чтобы запульнуть в Марс 900-килограммовым «Любопытством», НАСА и так пришлось раскошелиться на два с половиной миллиарда - если же отправить ещё и полноценные тормозные двигатели с топливом сравнимого веса, «ух!» скажет уже бюджет.
В общем, конструкторам пришлось изрядно извратиться, сочиняя гибридную систему торможения, и вполне естественно, что они за неё очень переживают. Так переживают, что сняли драматичный ролик «Семь минут ужаса для Curiosity»:
Click to view
Хватит ли эту многоступенчатую систему инфаркт или же она с честью выдержит испытание, мы узнаем уже совсем скоро - посадка назначена на утро 6-го августа. Пожелаем же отважному маленькому тостеру «Любопытству» удачи - такие проекты делают планы
высадки на Марс человека всё менее оторванными от реальности, так что наше дружное им «ура!».