Гонки на собачьих упряжках "Сибирь квест". Часть первая: 85 километров

Feb 25, 2015 11:00

Посчастливилось побывать на фантастическом мероприятии, где собаки и люди преодолели 340 километров по заснеженной тайге и по льду реки Маны - водной жемчужины Красноярского края.

Cегодня я расскажу массу интересного о том, как организуется это состязание, о том, как взаимодействуют люди и собаки, чтобы преодолеть этот сложнейший маршрут.



Гонка состояла из двух дистанций: 85 и 340 километров. 85 километров многие участники преодолевали с трудом, а уж 340 километров стали настоящим испытанием, как для каюров (гонщиков на собачьих упряжках), так и для животных.

Накануне гонки участники встретились, чтобы обсудить её ход, а так же провести жеребьёвку, получить номера, просмотреть карты и сделать для себя какие-то выводы, дабы выбрать тактику прохождения дистанции.






Вот такие пакеты с маршрутами получили участники. Дочернее предприятие компании "Роснефть" - «Восточно-Сибирская Нефтегазовая компания» уже много лет занимается поддержкой и развитием традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов. Начиная от традиционных промыслов народов Эвенкии и заканчивая традиционным спортом - гонками на собачьих упряжках. ВСНК открыла «Школу молодого каюра» где дети из отдаленных поселков района тренируются в управлении собачьими упряжками. И вот крупные соревнования для гонщиков со всей Сибири, в которых ВСНК выступила генеральным партнером.



Главные участники этой гонки были же, конечно, ездовые собаки. У некоторых каюров имеются специальные прицепы для перевозки животных.



Лучшая подстилка для собак это солома.






Между разными породами ездовых собак есть много отличий. К примеру, хаски это лучшее соотношение тяговитости и скорости. Маламут собака не быстрая, но самая тяговитая - тяжеловоз. Если говорить о самых скоростных ездовых собаках, то на сегодняшний день это метисы - на них часто одерживают победы на разных гонках.

В среднем, одна ездовая собака тянет до 40 килограмм веса. Так что можете посчитать, сколько нужно собак, чтобы покатать вас по двору.

Есть и совсем шоу-варианты ездовых собак. К примеру, были слухи, что приедет участница на пуделях. Но это уже, конечно, рассчитано больше на публику, чем на результат.

Хаски знакомятся с самоедом.



Я спросил участников, может ли фирменный собачий корм полностью заменить собакам мясо. Ответ был, что однозначно нет. Как правило, сочетают разную пищу, но обязательно дают мясо, или рубец (говяжий желудок), кто-то кормит рыбой, какие-то собаки с удовольствием едят селёдку, готовятся специальные смеси из гречки и фарша.

Периодически собакам устраивают разгрузочные дни только на кефире или на смеси с овощами. А когда во время гонки собаки устают и им нужен лёгкий и питательный корм, то угощают кошачьей едой для котят или больных кошек - она очень нежная, но прибавляет сил.



Некоторые собаки приезжают в совсем комфортных условиях.



Или просто сами уезжают от своих хозяев.:)



А кто-то, прицепившись к колесу везёт на соревнования машину с хозяином, если тот вдруг забыл, что ему нужно сюда поехать.:)



Маршал гонки проверяет нарты на предмет соответствия правилам. Спортивные нарты отличают от обычных, как болид Формулы-1 от семейного седана. Это высокотехнологичные аппараты с использованием самых современных разработок. Стоимость новых импортных профессиональных нарт колеблется в среднем в районе 5000 Евро.



А ветеринар осматривает собак. Главное внимание уделяют лапам: на них не должно быть травм, ссадин, царапин.



Собаководы популяризируют свое увлечение самыми разными способами…






Теперь подробнее об устройстве гоночных нарт. Красный "крюк" это якорь. Как правило, их два: один ставится спереди, другой сзади. Часто, без них не остановить мчащихся собак. Так же они служат для фиксации упряжки во время стоянки и обслуживания. Животные настолько заточены под бег, что даже "ходят с трудом".:) Они только и ждут того момента, чтобы побежать!



Здесь видны два металлических тормоза - они служат для притормаживания во время гонки и на поворотах. В центре находится плуг - основной ходовой тормоз, использующийся для ситуаций, когда требуется значительно снизить скорость или при движении под гору, по ледяному насту. А сбоку те самые якоря.



В центре видна система позволяющая нартам отклоняться от центральной оси. Это позволяет с большей скоростью проходить неровности и повороты, сохраняя нарты в устойчивом вертикальном положении.



Иногда, в гонках на длинные дистанции сзади устанавливают откидывающееся сиденье, чтобы каюр мог отдохнуть. На коротких дистанциях их снимают, поскольку нужно избавиться от лишнего веса и активно помогать собакам в езде, отталкиваясь ногой, пробегая или используя специальную палку.

Использование шлема - не лишняя мера предосторожности - случаев, когда сани переворачиваются на выходе из поворотов или разбиваются о деревья по бокам трассы предостаточно.



Нарты бывают разными. К примеру, нарты на длинные дистанции тяжелее и больше, чем на спринтерские. В самих нартах гонщики везут запасные части, провизию, необходимый инвентарь. Так же в нарты кладут собак, если тем необходим отдых. В нартах спят и сами каюры при соревнованиях на длинные дистанции.



Теперь о собаках. Чаще всего упряжки состоят из 6-12 собак. Есть и открытые классы, где могут быть и 50 собак, но это опять же уже дань зрелищности - чем больше собак в упряжке, тем сложнее ими управлять. Как правило, скорость стандартной упряжки 10-20 километров в час.

8 собак образуют 4 пары. Самая ближняя пара к нартам это "силачи" - самые мощные собаки. Они воспринимают на себя все рывки и всю тяжесть исходящие от нарт.

Следующие две пары это "колёса" - их задача везти нарты.

Спереди стоят "рули" - самые умные собаки, один из которых вожак. Вожак самая умная и авторитетная собака. Иметь хорошего вожака очень важно. К примеру, если что-то случится с кем-то из собак-"колёс", то погрузив собаку в нарты можно продолжать путь дальше, а вот, если что-то случится с вожаком, то это может означать конец гонке. Вот почему, многие каюры стремятся иметь несколько умных собак-"рулей" - если с вожаком что-то случится, чтобы была собака, способная взять на себя его функции в гонке.

Что делает вожак? Вожак должен беспрекословно понимать и выполнять команды каюра - "вперёд, направо, налево". Выполняя эти команды за ним поворачивает вся стая. Без вожака упряжка станет неуправляемой. Вожак должен быть хладнокровным - если рядом с упряжкой вдруг бежит заяц, то вся стая смотрит на вожака - если он не обращает на зайца внимания и бежит дальше, то и стая не побежит за зайцем, а если за зверем дёрнется вожак, то вся стая последует за ним и конец гонке, вплоть до разбитых нарт и травм гонщика.

Часто в упряжку ставят молодых собак, чтобы они перенимали опыт от старших. Молодого могут ставить, как к вожаку, так и к тягловым собакам, и смотрят где он удобнее чувствует себя и чему быстрее учится. От этого уже ему определяют его амплуа.

Бывает, что в стае появляется и собака-"телега" или ""тормоз" - та, которая не тянет упряжку, халтурит, или вообще тормозит всю стаю. Это может быть вызвано разными причинами - травмой, усталостью, ленью. Таких собак снимают с упряжки.

На этом фото помимо стаи хорошо видно, как ещё и работают якоря - один держит упряжку спереди, второй якорь сзади.



Хаски одни из самых красивых собак в гонках.



Так же, как и самоеды.



И вот даётся старт гонке.



Даже для упряжки из 6 собак нужен каюр и помощник.



Собаки не могут устоять на месте - они буквально рвутся в бой. Бег это их стихия. И нужна не маленькая сила, чтобы удержать их.



Бывают и конфликты. К примеру, собаки хотят выяснить, кто из них главнее, когда амбиции одного животного не приемлют власти другого. Чтобы предотвратить такие конфликты собак разводят по разным парам.



А это скиджоринг, когда собаки тянут а собой лыжника. Можно ставить хоть одну собаку. Но одна собака тянет до 40 килограмм, так что если стоит одна собака, то придётся больше бежать самому. Здесь интересное сочетание: самоед-тяжеловоз, но медленный и хаски - менее тяжеловозная собака, но более быстрая.



А этот парень с одной собакой похоже рассчитывает только на собственные силы.



Гонка проходит по красавице Мане - одному из самых живописных мест России. Летом здесь отбоя нет от отдыхающих и сплавляющихся по этой реке.



Через 40 километров контрольный пункт. Здесь участники могут остановиться, чтобы отдохнуть, подкрепиться, напоить и накормить собак.



Некоторым собакам наливают в рот воды, чтобы остудить животное (теплообмен у собак, как известно, проходит через язык), чтобы оно утолило жажду, поскольку впереди ещё долгий путь, а собака этого не знает и может остановиться на дистанции.



Если вы думаете, что чтобы участвовать в состязаниях надо купить себе собаку, лежать с ней на диване 364 дня в году, а раз в год ехать на гонку, то ошибаетесь - собакам нужны ежедневные тренировки. Каюры тренируют своих питомцев круглый год, выезжая летом с животными на велосипедах, на скейтбордах или просто отправляясь в пробежку. У опытных участников целые питомники, они могут выбрать 8 собак из десятков других. В идеале, нужно везти с собой и запасных собак, чтобы заменить уставших. Плюс кто-то бывает не в лучшей форме, болеет, беременеет.



Многие собаки имеют тапочки. Они служат для защиты лап собак от попадания мокрого снега, от сбивания его в комки - всё это будет мешать собаке бежать по дистанции. По ходу дистанции тапочки меняются, выбрасываются. Стоимость одного тапка, кстати, 100-300 рублей.



И вот, дистанция завершена. Уставшие, но довольные собаки валяются в снегу, пытаясь отдохнуть и охладиться.



И вот, идёт чествование победителей на дистанции 85 километров.

Главный судья соревнований Татьяна Космынина награждает Татьяну Вишнякову из Красноярска за второе место в шестёрках на дистанции 85 километров.



1 место на 85 километрах на шести собаках Шевцов Роман из Красноярска.



И победители в скиджоринге: занявший второе место омич Мирошник Виталий и первое место Зеленчук Вадим из Иркутской области. Поздравляем победителей!



А впереди нас ждёт захватывающее продолжение квеста на собачьих упряжках-восьмёрках состоящее из изматывающих 340 километров, где люди и животные покажут, есть ли предел выносливости при проходе упряжками бескрайней тайги Красноярского края!






Красноярск, фотографии, Красноярский Край, спорт, Россия, гонки, животные, Мана, реки, фото, тайга, собаки

Previous post Next post
Up