Компания Роснефть экспортирует черное золото во множество стран мира. И всю эту нефть необходимо не только добыть, но и как-то доставить до покупателя.
Сейчас на Сахалине реализуются крупные проекты по добыче нефти и газа. Добытая нефть поступает в хранилища и грузится на танкеры. О том, как это происходит и будет сегодняшний рассказ.
Порт Де-Кастри в Хабаровском Крае не имеет себе равных по уникальности. Он оснащён самыми совершенными выносными погрузочными устройствами для загрузки нефти на пребывающие танкера. Всего пять танкеров в мире приспособлены для того, чтобы загружаться через эти устройства и все они принадлежат России. Загруженное здесь чёрное золото отправляется в Японию и Южную Корею, где оно перегружается на трансконтинентальные супертанкеры и доставляется во все точки мира!
Из порта Де-Кастри мы выходим в залив Чихачёва, чтобы своими глазами увидеть, как всё это происходит.
Мы движемся на двух буксирах: "Де-Кастри" и "Смит Новик".
И вот на горизонте показываются буксир "Нефтегаз-70", принадлежащий компании Роснефть, на который мы должны пересесть и вдали танкер "Виктор Титов", который сегодня будет загружаться нефтью.
Капитан буксира "Смит Новик".
"Нефтегаз-70" уже совсем рядом и мы начинаем пересадку. После этого "Де-Кастри" уйдёт обратно в порт, а у "Смит Новик" впереди будет очень важная функция!
На буксире компании Роснефть "Нефтегаз-70".
Впереди предстоит важная и ответственная операция по подводу танкера к передающему нефть устройству.
Несмотря на развитие техники, "поголовное" ГЛОНАСС и GPS, бумажная карта по-прежнему остаётся важным составляющим любого судна.
И вот мы подходим к уникальному передающему нефть устройству ВТП «Сокол», установленному в шести километрах от берега. Оно свободно вращается вокруг оси и к нему подведена труба с нефтью. К этому устройству и будет подводиться танкер.
Матросы с кормы "Нефтегаз-70" крепят концы, необходимые для последующего соединения устройства с танкером.
Конец свободно плавает в воде и вот снова на горизонте буксир "Смит Новик". У него важная миссия: подобрать конец из воды, зарядить в стреляющее устройство и выпустить пластмассовый снаряд с концом на нос танкера, где его закрепят, установив соединение с платформой. От грамотности действий экипажа этого буксира будет зависеть весь успех операции.
Приближается танкер "Виктор Титов". Грузоподъёмность танкера 100 тыс. тонн, длина 247 метров, ширина 42 метра, мощность машины 22 тыс. лошадиных сил, экипаж 20 человек. "Виктор Титов" был признан "Самым Выдающимся Судном в мире 2005 года". Этот титул он получил за уникальные системы установленные на нём.
Отлично видно, как "разделен" цвет корпуса танкера. Сейчас он пустой, а когда загрузится нефтью то он погрузится в воду по красную часть корпуса. Есть разные ватерлинии для загрузки танкера: дневная, ночная, зимняя, летняя.
Над танкером реет красно-белый флаг. Это означает, что сейчас он находится под управлением лоцмана, знающего досконально акваторию порта в который зашло судно. Фактически, именно лоцман сейчас занимается ведением судна, но официально ответственным всегда остаётся капитан и последнее решение и слово всегда за ним. Если что-то случается, то всегда за всё отвечает капитан, поэтому формально указания лоцмана носят рекомендательный характер.
Вот такой памятный знак есть у российских лоцманов. Раньше их называли "корабельные вожи" и впервые они появились в России в 1613 году, так что в прошлом году было 400 лет лоцманской службы нашей страны. На эмблеме так же изображён красно-белый флаг - символ лоцманов.
И вот ещё один участник сегодняшней операции: буксир ледокольного типа "Полар Певек" построенный в Норвегии в 2006 году. Помимо борьбы с оледенением, он занимается управлением танкером при заходе в порт. Танкер это огромная махина, по-сути, гигантская бочка, которая становится неуправляемой на малых скоростях и в условиях ограниченного пространства. Его стихия это большая вода, а в порту, несмотря на винты с изменяемым углом лопастей, он слишком неповоротлив. Задача "Полар Певек" как раз и заключается в том, чтобы управлять танкером в этих условиях. Он носом соединяется с кормой танкера при помощи концов и регулирует его движение.
"Полар Певек" гораздо меньше танкера: его длина 74 метра, ширина 17 метров, дедвейт 940 тонн. Но по своей мощи он примерно равен мощи танкера, так что в случае необходимости он может остановить танкер, если тот будет двигаться со слишком большой скоростью и станет угрожать платформе.
С борта "Нефтегаз-70" осуществляют общее руководство операцией, так же в случае ЧП, "Нефтегаз-70" способен прийти на помощь танкеру и, к примеру, отвести его от платформы.
Управление двумя двигателями "Нефтегаз-70".
Сейчас начнётся самый главный момент операции.
Обратите внимание на совсем крошечный буксир "Смит Новик" по сравнению с огромным танкером. Он занял позицию для того, чтобы выпустить на нос танкера конец, который соединит танкер с платформой, но не это главное. Буксиры оснащаются столь тяговитыми двигателями, что если вдруг танкер не остановится, то буксир упрётся в него носом и несмотря на огромную разницу в размерах, остановит его и отведёт в сторону.
Это совершенно немыслимо по отношению к автомобилям (представьте мотоцикл с коляской отталкивающий БЕЛАЗ), но тут действуют иные принципы и на воде это вполне возможно.
И вот "Смит Новик" устанавливает соединение танкера с платформой.
По чёрному кабелю будет поступать нефть, а при помощи красного будет удерживаться танкер.
Началась закачка нефти в танкер. С кормы продолжает контролировать неуклюжий танкер ледокольный буксир "Полар Певек". Танкер оснащается двумя подобиями килей с левому и правому борту - это препятствует раскачиванию танкера на волнах. Без них бы танкер качался бы по поперечной оси, как на качелях, ведь нефть в танках переливалась бы, усиливая этот эффект. Срок жизни танкера 20 лет, после чего он отправляется на металлолом: через 20 лет танкеры настолько изнашиваются, что их уже не пускают ни в один порт.
Лоцман свою работу выполнил, и он спускается по лоцманскому трапу на "Смит Новик" и уходит от танкера.
Теперь на "Смит Новик" нужно пересесть и нам, поскольку впереди нас ждёт вертолёт, на который нужно успеть. Буксир покрылся льдом. Вода настолько холодная, что если в неё попасть, то смерть наступит через 2-3 минуты.
На буксире организован раздельный сбор мусора.
У кого-то может возникнуть вопрос "почему эти танкеры везут нефть только до Японии и Ю.Кореи?" Дело в том, что те 5 танкеров, которые работают на проекте значительно эффективнее на коротких маршрутах - это обеспечивает высокую оборачиваемость: нефть везут в Японию или Корею, там выгружают, и снова на Сахалин. В итоге загрузка идёт бесперебойно. А уже в Японии и Корее, нефть перегружают на ещё более гигантские танкеры, в том числе и супертанкеры грузоподъёмностью более 320 тыс. тонн, которые и развозят нефть по миру (чем больше вместимость, тем дешевле перевозка).
Вернёмся к нашему танкеру. С вертолёта МИ-8 компании Роснефть можно посмотреть, как заправляется танкер, чтобы вовремя доставить нефть заказчикам, с которыми у Роснефти имеются контракты по всему миру.
Ледокольный буксир будет находиться рядом с танкером, пока тот полностью не заполнит цистерны.
Во время загрузки нефти, компанией Роснефть выполняются высочайшие стандарты безопасности. К примеру, танкер ложится в дрейф, а не встаёт на якорь. Это делается для того, чтобы случайно не повредить идущий по дну нефтепровод. Якорь в это время полностью блокируется, так что даже если кто-то по ошибке захочет его бросить, то у него это не получится - таким образом идёт защита от человеческого фактора.
Это был рассказ о том, как происходит непосредственно сама заправка, а в следующем посту можно будет посмотреть, как контролируется этот процесс.
Продолжение следует.