Лоси и Акулы во льдах

Mar 23, 2016 22:25

АРХАНГЕЛЬСК, 11 марта. /Корр. ТАСС Владимир Ануфриев/.
Оборонная судоверфь "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске в 2016 году выведет из строя ракетный комплекс самой крупной в мире атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 941У "Архангельск". Работы будут проведены в соответствии с договором между РФ и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), сообщили корреспонденту ТАСС в пресс-службе завода.
"В соответствии с договором о СНВ, "Звездочка" проведет демонтаж крышек ракетных шахт подлодки и установит на них заглушки, что сделает невозможным использование ракетного вооружения корабля. Работы будут проведены в течение этого года", - сказали в пресс-службе. "Пока речи об утилизации, разделке "Архангельска" не идет. Тендер на демонтаж корабля еще не объявлен", - добавили на судоверфи.
По данным корпорации Росатом, размещенным на портале госзакупок, на демонтаж обтекателей и крышек пусковых шахт АПЛ "Архангельск" планируется потратить не более 28,6 млн руб.
Из открытых источников известно, что тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 "Архангельск" (заводской номер 725) построен на судоверфи "Севмаш" в Северодвинске в 1987 году по проекту 941 "Акула" (по классификации НАТО - "Тайфун"), разработанному в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург). В 2006 году подлодка из-за отсутствия боекомплекта выведена в резерв.
В 1977 - 1989 гг. на "Севмаше" было построено шесть таких подлодок с двумя прочными корпусами по типу "катамаран" длиной 175 и шириной 22,8 м, подводным водоизмещением до 49 тыс. тонн и скоростью под водой до 27 узлов (50 км/час). Экипаж - 179 человек, вооружение - 20 баллистических ракет. Три АПЛ из серии этих самых гигантских субмарин, когда-либо построенных в мире, были утилизированы на верфях Северодвинска - "Севмаше" и "Звездочке". Их демонтаж финансировался совместно Россией, США и Канадой в рамках двух международных программ: "Глобального партнерства", принятой на саммите стран "восьмерки" в 2002 году, и российско-американской программы "Совместного уменьшения угрозы".
На плаву остались три "Тайфуна": "Архангельск" и "Северсталь", которые решено утилизировать, а также атомоход "Дмитрий Донской", прошедший на "Севмаше" глубокую модернизацию и оснащенный под испытание новейшего ракетного комплекса морского базирования "Булава".

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/armiya-i-opk/2731629

«Акулы» - тяжёлые ракетные крейсера - были сведены в 18-ю дивизию подлодок Северного флота. С кольской базы выходили они в океан, держали там ядерный паритет, осваивали подлёдные пространства Арктики, вплоть до Северного полюса, несли боевое дежурство, вели практические учебные пуски ракет.

Главным их оружием являлись трёхступенчатые твёрдотопливные межконтинентальные ракеты Р-39 (РСМ-52) комплекса Д-19. По дальности полёта, по забрасываемой массе, количеству боевых частей они превосходили американский аналог Trident, и это безусловный плюс. Минусом были крупные габариты - здесь сказалось многолетнее отставание Союза в создании твёрдотопливных ракет. Однако, как и сама подлодка, они показали высокую степень надёжности - только в период испытании было «отстреляно» порядка 20 ракет, и без единого сбоя! Казалось бы, чего желать лучше! Однако в 1988-м производство комплекса Д-19 остановили. Пытались, было, разработать замену - Д-19УТТХ, но неудачно. После подписания договора ОСВ-2 в припадке любвеобилия к США наши политики вообще согласились на ликвидацию трёх «Акул», причём на фоне продления срока службы американских подлодок Ohio до 2023-2026 года!

Резали мы свои корабли сами, на деньги США и Канады по программе «Совместное уменьшение угрозы». То-то была радость у «супостата» - уничтожили без единого выстрела и русскими руками половину русских «Акул»!
В боевых порядках, хотя и без ракет, оставались ещё ТК-17 «Архангельск» (последний выход в море в 2004-м), ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство в 2002-м), а также переоборудованная под испытания ракет «Булава» подлодка К-208 «Дмитрий Донской»… А потом началось нечто похожее на водевиль в провинциальном театре, где актёры к тому же запутались в тексте.

Правда, актёрами в данном случае выступали высокие государственные мужи. В августе 2007 года главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что модернизация «Акул» под ракетный комплекс «Булава-М» не предусмотрена до 2015 года. В мае 2010 года уже другой главком - Владимир Высоцкий: подлодки проекта 941 будут находиться в боевых порядках флота до 2019 года. Мол, их модернизационные возможности очень большие и вполне годится вариант с размещением на них крылатых ракет, как на лодках класса Ohio в США. Однако уже в сентябре следующего года наше Минобороны заявило, что «Акулы» якобы не укладываются в лимиты договора СНВ-3 и, как избыточно дорогие в сравнении с ракетоносцами типа «Борей», будут списаны и утилизированы до 2014 года, так как варианты переоборудования их в транспортные или подлодки-арсеналы чрезмерно дороги. А затем - здравствуйте, я ваша тётя - вице-премьер Дмитрий Рогозин: Россия решила временно отказаться от утилизации. Срок годности подлодок продлят до 30-35 лет, а на «Акулах» каждые семь лет будут менять электронику и вооружение. В феврале 2012 года ещё хлеще: оказывается, основное вооружение «Акул» - ракеты РСМ-52 утилизированы не полностью, и поэтому до 2020 года возможен ввод в строй «Северстали» и «Архангельска». И тут же в марте: подводные лодки проекта 941 не будут модернизированы по финансовым соображениям, ибо глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей»…

«Водевиль» меж тем закончился печально - утилизацией…
http://www.vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/proshchay_oruzhie_otvetnogo_udara/



Архангельск и Северсталь в ожидании кончины.

Очередные американские арктические военно-научные учения и исследования ICEX-2016

image Click to view


Amazing video of a US navy Los Angeles-class nuclear submarine breaking through several feet of solid ice in order to surface in the Arctic Circle.

Подводные лодки этого класса обладают минимальными ледовыми способностями. В отличие от.

Для плавания подлодки в ледовых условиях усиливают конструкции вертикального стабилизатора и верхней части ее рубки, рубочные горизонтальные рули могут поворачиваться на 90.
Во втором случае специально спроектированные подводные транспортные суда для арктической транспортной системы, будут иметь неограниченный район плавания подо льдами с эксплуатационной скоростью не менее 15 узлов, всплывать во льдах толщиной до 3 метров.
Главным образом, это обусловлено неспособностью подводных судов производить немедленное всплытие в паковом льду. Для подводных транспортных судов это качество имеет решающее значение в экстремальных ситуациях.
Традиционный способ всплытия подводного судна в сплошном льду заключается в проломе льда корпусом судна, имеющего положительную плавучесть.
Толщина ледяного покрова, из-под которого может всплыть АПЛ, достигает 2 м.

Козин В.М., Резонансный метод разрушения ледяного покрова
http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=188

Двухлетний лед толще (2,0 м и более) и плотнее однолетнего, поэтому и осадка его больше. Сведений о том, что подводная лодка может проломить такой лед, в печати не встречалось.

Поскольку многолетний паковый лед составляет большую часть ледового покрова, он является основным препятствием для всплытия подводных лодок, охарактеризуем его ближе.

Толщина пакового льда на относительно гладких местах в среднем равна 3 м. Его верхняя поверхность неровная. Например, осадка торосов порой достигает 7- 8, а в иных случаях и 16 м. Такие мощные нагромождения на поверхности льда почти не встречаются. Один из участников арктического подледного похода В. Лалор свидетельствовал, что «толщина льда резко меняется даже на протяжении нескольких сот футов…», и далее: «Аппаратура, следившая за контурами льдов, показывала осадку всего три метра. Однако вскоре гидролокатор обнаружил впереди глубоко сидящие льды. С замирающим сердцем я следил за тем, как вырисовывались очертания огромной подводной скалы, уходившей на глубину девятнадцать метров».

Полынья - достаточно устойчивое пространство чистой воды среди ледяных полей. Размеры полыней бывают весьма различные: от нескольких десятков квадратных метров до десятков квадратных километров. Чаще всего они имеют форму прямоугольника, квадрата либо круга. Однако существуют гигантские полыньи, вытянутые в длину. Их размеры и местоположение, безусловно, представляют большой интерес, тем более что они заранее обнаруживаются и фиксируются авиаразведкой. Кроме того, в Центральном арктическом бассейне постоянно существует два больших открытых пространства чистой воды: «Сибирская Полынья» к северу от Новосибирских островов и Северной Земли и «Великая Полынья» к северо-востоку от острова Элсмир. Авиаразведкой выявлено также, что образование больших полыней, встречающихся на границе дрейфующих льдов и берегового припая, связано главным образом с режимом ветра.

Разводье - менее устойчивое пространство чистой воды шириной в несколько десятков метров, подверженное действию ветров и приливо-отливных явлений. Наиболее характерная форма разводий - вытянутая, длиной до нескольких километров. Часто разводья искривлены, что затрудняет выбор участка для всплытия.

http://www.redov.ru/voennaja_istorija/sovetskie_dizel_yelektricheskie_podvodnye_lodki_poslevoennoi_postroiki/p24.php

«Проблема поиска полыньи для старта ракет, - писал В.К. Ко­робов, - заставила нас искать возможности всплытия ракето­носца в районе патрулирования без поиска полыньи. Конструк­торы и ученые подсказали нам способ продавливания льда РПКСН. В течение 1980-1981 гг. осуществлен ряд экспериментов по продавливанию расчетной толщины арктического льда. Результаты обнадеживали, но при всплытии ракетная палуба оставалась подтяжелыми глыбами льда, который не поддавался быстрой очист­ке и препятствовал стрель­бе. Опытным путем нашли
способ быстрой очистки ра­кетной палубы.

В том же 1982 г. подводники-североморцы впервые примени­ли новый метод несения боевой службы ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Один из них - «К-279» пр. 667Б под командованием капитана 1 ранга В.А. Журавлева - был введен в Белое море для боевого патрулирования подо льда­ми в течение всей зимы. В замкнутом подледном пространстве корабль находился до весеннего таяния льда - в течение 164 суток. Что касается экипажа, то после истечения половины срока «заточения» подо льдом его сменил другой экипаж во главе с капитаном 1 ранга Ю.А. Голенковым. Надо ли говорить, что при получении приказа подводники ракетоносца были в любой мо­мент готовы нанести ракетный удар по назначенной цели. Необ­ходимую полынью в морском льду в случае необходимости про­делал бы постоянно дежуривший ледокол. Мог всплыть ракето­носец и пробить лед силой плавучести.

После короткого приледнения в полынье для сеанса связи, корабль погрузился на глубину 90 м. Через 20 мин на скорости 9 узл. ракетоносец содрогнулся от сильного уда­ра в левую скулу в носовой части. Столкновение с подводным объектом было настолько сильным, что вахтенный офицер и командир электромеханической боевой части вылетели из кре­сел и грохнулись на палубу центрального поста. Короткое время корабль сотрясало, будто телегу, едущую по булыжнику. Одно­временно он погружался, хотя никаких действий для этого не предпринималось. Последовала команда - продуть носовую группу цистерн главного балласта и дать ход «полный назад». На глубине 135 м погружение прекратилось. Что за подводный объект оказался на пути ракетоносца, ус­тановить не удалось. Однако через два с половиной часа после удара акустики обнаружили шум винтов неизвестной подводной лодки. Впрочем, не исключалось, а скорее всего предполага­лось, что произошло столкновение с айсбергом, каких в районе боевого патрулирования имелось немало.




Очевидно же что Акула, как и Си Вульф имеют конструктивные особенности для всплытия во льду. Да, наверно не 5 м сплошного льда, но 2-3 по открытым данным.

В 1985 г. тяжелый подводный крейсер стратегического назна­чения «ТК-12» (командир капитан 1 ранга Ю.М. Репин) пред­принял поход для исследования способа пролома льда с помо­щью специального двигателя взлома, установленного в голов­ной части ракеты. Вспоминая об этом, руководитель похода Ге­рой Советского Союза вице-адмирал в отставке Е.Д. Чернов писал, что во время плавания корабля «сделал шесть приледнений к тяжелому льду и три всплытия со взломом льда в приполюсном районе».

Двумя годами раньше Е.Д. Чернов руководил специ­альными испытаниями по взлому льда корпусом дру­гого тяжелого подводного крейсера «ТК-208» (коман­дир капитан 1 ранга А.В. Ольховиков), во время которого корабль пять раз вспарывал корпусом могучий паковый лед. При первом всплытии на ракет­ной палубе крейсера, по подсчетам экипажа, громоздились ле­дяные глыбы общим весом до 1200 т.

Кроме того, проводились исследования и еще по одной про­грамме, известной под названием «Ледовый бур» (Ice Pick), в соответствии с которой на арктический паковый лед сбрасыва­лись акустические гидрофоны. Снабженные буровым устройством они опускались под лед и, находясь на грунте, «прослушивали» глубины, чтобы затем сообщить о появлении цели.

Реданский Владимир Георгиевич, Во льдах и подо льдами
http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2009-03-26/200903261401441.pdf



Ракетная палуба подводной лодки. Всплытие с проламыванием льда корпусом. Фото демонстрирует возможности корабля, толщина льда более 2.5 м. Акцент на толщину льда, люди играют второстепенную роль. На ПП видно смятый легкий корпус в районе крышек ракетных шахт корабля. Подобного не повторил ни один корабль СССР, РФ и других стран.

АПЛ пр. 941 "АКУЛА" системы "Тайфун" ТК-202 июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.






Фото сделано с мостика корабля



Всплытие с проламыванием льда корпусом. Кормовая часть корабля, на ЗП верхнее перо вертикального руля.

Фотографии Алексея Землякова
http://www.photosight.ru/users/328925/

Полученные повреждения показали мощь и коварство морского льда. Мы прониклись к нему уважением и задумались о том, как избежать случайного соприкасания АПЛ со льдами и айсбергами при движении подо льдом. В то же время было необходимо со льдом взаимодействовать и вступать с ним в контакт. Опыта подлёдного плавания ещё не было. Но постепенно он накапливался, и были выработаны правила, позволяющие исключить повреждения корабля при маневре «приледнения» к нижней поверхности льда, при всплытии на поверхность в полыньях и в сплошном льду с проломом ледового панциря.

http://www.airnat.narod.ru/K7_Chernov.files/image018.jpg
Всплыли на Северном полюсе 24 марта 1980 года

Возможно благодаря этому случаю, в дальнейшем ни у меня лично, ни на лодках 3-й дивизии, ни на 1-й флотилии при мне не было повреждений от льда, несмотря на интенсивное плавание подо льдами с приледнениями и всплытиями с проломом сплошного ледяного поля. Уже будучи командующим флотилией, ходил в Арктику на головной «Акуле» для проверки возможности пролома толстого льда, чтобы осуществить старт баллистических ракет. При одном из всплытий крейсер поднял на ракетной палубе тысячу тонн льда, но серьёзных повреждений не получил и сохранил способность осуществить старт ракет.



Сижу на верхней палубе головной «Акулы» (ТК-208) вместе с командиром Ольховиковым Александром Васильевичем (в центре). Над нами возвышается глыба льда, толщиной около трёх метров, застрявшая на палубе после пролома ледяного поля в районе Северного полюса

http://www.airnat.narod.ru/K7_Chernov.html

От самой идеи лёдопробивной лодки и ракеты фактически отказались, как бы не стоит того оно в рыночных условиях.

Подлёдные лодки

Previous post Next post
Up