shn

****

Aug 08, 2024 11:14

Кэрол Берг. Песня зверя



Ну опять пичалька. Это такое качественное романтическое фэнтези, притворяющееся высоким, то есть о том, что суть его - страдашки и отношеньки, не догадаешься сразу. Потому что как-то с первых же строк чувствуется вот та самая высокая нота, вокруг которой все фэнтези и создается, даже в бытовом она зачастую предполагается фоном. Нота, тональность, движение к смыслу, представление жизни и событий так, как будто в них есть смысл. Очень много смысла, еще больше смысла, намного больше, чем мы привыкли видеть, и для героев, и для мира. И вот эта концентрация смысла и создает жанр, а драконы и заклинания это вторично, это архетипы, которые мы привыкли связывать с вот этой вот напряженной высокой осмысленностью.

Ну и вот, тут эта красивая нота на фоне хорошего стилистически текста, и неважно даже, что это про пытки и средневековую чернуху в основном, потому что не только. Там еще и драконы. Драконы норм, общение с драконами чересчур надрывно сформулировано, но норм, идея норм, герой норм, мир хороший (ну чернушный немного, но в контексте биографии героя не очень удивительно, что он замечает чернуху, а не что то иное, так что достоверно), повседневность есть, пожрать и поспать порой удается, то есть высокая нота сопровождается правильно прописанным и четким миром.

Нуу, а потом проявляется героиня. Вот она все больше и больше проявляется и начинает выступать. Вот она такая значит вся из себя героическая солдатка без страха и упрека. Ну и постепенно романтическая линия выходит на передний план, драконы то само собой (с ними-то линия тоже очень даже романтическая, но вот дракон как-то чешуйчатый весь, с ним технически сложно), но завязывание отношений первым делом. Ну ок, так пусть же у них будут отношения, почему нет-то, мне нравится романтическое фэнтези и разочарованием это не становится. Но тут значит следуют интрига за интригой, вероломное предательство за предательством, страдание за страданием, жопа за жопой, хвост за хвостом, а отношений все нет. Уже даже появилась совершенно дурацкая сцена из милой повседневной жизни, тупой маскарад на тупом балу, призванная только сблизить героев и ничего больше, а отношений все нет. И вот уже прямо таки кульминация, с драконами - очень четкая кульминация, и в отношениях тоже, герой словами через рот озвучивает ларочка, я тебя люблю, и давно, давай наконец поебемся или хотя бы обнимемся свои чувства и никаких препятствий, в общем-то, уже и нет.

И что же делает героиня? А она убегает. Она убегает страдать и лишаться. Даже когда к ней прилетает дракон передать весточку от героя (аж целый сука дракон прилетает, чтобы помирить героев - извините, не верю, драконы в книжке существа совсем не того уровня, и доселе этот уровень был показан прекрасно), она ломается и стесняется. Она не хочет исполнять сразу две своих священных мечты, потому что у нее видите ли не доена коза и вообще война идет, а ей что-то сказали не тем тоном. Она страдает и превозмогает, совершенно непонятно с чего бы и не надоело ли ей, будто целочка, и такая говорит дракону - ах, прилетай через три весны, я тогда буду готова, может быть! Дракон недоуменно моргает чешуйчатыми веками, он вообще эти людские приколы понимает слабо. И на этой тупой нерадостной ноте текст и кончается!

Извините, но если уже романтическое фэнтези, то я хочу хороший конец. Если бы линия сюжета так круто не повернула в сторону романтики, то в принципе подошел бы любой, в том числе и тот, где герой перерезал себе горло ржавой ложкой. Все равно это получше, чем в тюрьме, откуда он выполз, не видя солнышка. Но раз мы выходим на линию отношений и даем читателю вместе с героями надежду, что все может быть хорошо или хотя бы нормально, вот так тупо и внезапно ее обламывать - нехорошо это. Читатель в моем лице не достиг так сказать кульминации, фрустрирован и обижен. Меня совершенно не интересуют истории про отношеньки, где все страдают и будут страдать еще больше. Мне вообще обидно, что в свете этого финала обесценивается вся предыдущая логика, высокий смысл и магия. Как будто бы они и были прописаны, чтоб герой в итоге три года тосковал, плакал и писал плохие стихи, эта целка-невидимка сидела в соседнем поселке на утесе и думала, как ее обидели, а дракон как поц летал между ними туда-сюда в надежде отыскать в человеческих поступках хоть какой-то след разума. И героиня такая - ах, пусть подождет еще два года! Ах да, ведь может, для того оно все и было? Я опять смотрю порнуху про сантехника как сюжетную историю? Дорогая редакция, я недоумеваю.

Вот жалко, что я не очень умею отделять хорошее от плохого в книжке, чтобы плохое эдак вырезать ножничками и оставить только хорошее впечатление. Герой не может стать частью внутреннего мира, и сюжет тоже не может, если оно вот так. Ложечка дегтя все портит, а тут его ведро. Оставить бы себе драконов и песни для них, а героиня пусть катится. Но так не выходит, впечатление от книги цельное, образ цельный, увы.

что написано то и читаю

Previous post Next post
Up