shn

****

Jan 07, 2024 12:48

Дальше про буддизм.
Индивидуальность и реинкарнация.

Опять-таки, большинство людей, узнав о буддизме из попсовых источников, уверены, что никакого Я, никакой души, атмана, там нет, в том и суть, и будто бы именно это знание освобождает от сансары. Нет никого - нет и проблемы. Отрезал голову - она не заболит. Правда, остается вопрос, а кто тогда порадуется освобождению. Но здесь читатель обычно вспоминает идеи из индуизма, которыми скрыто проникнута вся культура, на самом деле, и думает - ну, там же про слияние с Богом, что-то да сольется, как-то оно будет. Так в буддизме и Бога нет, говорит читатель википедии. Да, незадача.

Так вот, совершенно наоборот. В буддизме развито представление об индивидуальности и нигде не отрицается ее существование. Отрицается только заблуждение о том, что это такое.



Как там сказал профессор Берзин, сейчас попробую - Я это нестатичная абстракция, явление-приписывание, образованное на основе пяти скандх (совокупностей).
Кхем.
А теперь человеческим языком.
Вообще, надо понимать интересную вещь - у тибетцев принято такое, непривычное для нас, специфическое различающее мышление. Где европеец, наследник Платона и Аристотеля, будет немедленно искать общее, эйдос или понятие, тибетец внимательно рассмотрит совокупность элементов системы, назовет их все и на том успокоится.
И получается. Шесть признаков чистого восприятия. Двадцать семь превосходных качеств архата. Восемьдесят разновидностей неконцептуального мышления. Что-то еще в таком роде. И в данном случае - пять совокупностей. Все, они названы, тибетский мыслитель доволен.
Так какое все же понятие лежит в основе этих совокупностей, что собрало их вместе?
А здесь он перестает думать, потому что так сложилась традиция философствования. Потому что был Будда, который на этом месте загадочно улыбался и молчал. Так как у Будды была цель - освободить слушателей из сложной понятийной системы индуизма, вытряхнуть из головы все эти бесконечные ритуалы, символы и идеи, суть которых для простого человека, в общем-то, сводится к тому, что если ты шудра, то сиди и не вякай, а если не так посмотришь на брахмана, тебе выколют глаз.
Поэтому Будда построил апофатическую систему, на отрицании уже существующих понятий. Атман? Где атман? Под мышкой у себя искал? Там его нет, подумай еще. Ум? Пойди в лес и поищи свой ум. Не можешь найти? Так где же он, твой ум? Вчера ты был ребенком, сегодня ты взрослый, вчера ты богач, а стал бедняком - где она, твоя индивидуальность, за которую ты держался и которую ценил?
Где-где. Я это явление-приписывание на основе пяти совокупностей. Это именование системы, возникающее при взаимодействии ее элементов. Потому и абстракция, что это не феномен, а система. Нестатичная потому, что элементы непрерывно изменяются. Приписывание, потому что каждый момент при взаимодействии составляющих возникает ощущение Я - я это вижу, я это делаю.

Составляющие этой системы, пять совокупностей, это (очень коротко): 1) имя и форма (тело и сенсорное восприятие, тут могла бы быть очень сложная длинная телега, но я не в состоянии ее пересказать), 2) осознание, 3) чувство некоторого уровня счастья, 4) способность различения (когда ум отличает стол от стула и яблоко от груши), 5) ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ (куда входит память, воля, карма, идентичность и что-то там такое еще, почему то сваленное в одну кучу).
Но даже суть не в том, как эти составляющие системы выделены. Я не знаю, если честно, мне пока из прочитанного понять не удалось. Они выделены каким-то различающим медитативным наблюдением, сосредоточенном на интенциональных феноменах, как всегда. Но явно исходят из какого-то еще куска культурного контекста. Но в принципе, я думаю, понятно. Вот течет момент времени, и в нем мы воспринимаем, осознаем, действуем, как-то чувствуем себя, и исходим из всего предыдущего нашего бэкграунда, памяти, кармы. На основе этого мы говорим - я чувствую, я осознаю, я думаю, я есть. На одном конце системы происходят эти вещи, восприятие, осознание, память и так далее, на другом конце постоянно возникает чувство Я. Я это делаю.

Берзин сравнивает идею Я с возрастом. У каждого человека есть какой-то возраст в каждый момент его существования. Искать этот возраст под мышкой, под подушкой, в лесу и так далее бесполезно, возраст это абстрактное понятие, но относящееся к реально существующему явлению-основе - количеству лет, которое прожил этот человек.
Так и здесь, бесполезно искать Я как материальную отдельную статичную вещь, как атман (у меня, кстати, сложилось впечатление, что индуисты в то время считали атман чем-то вроде атома или монады, шарика такого, а не процесса, почему же Будда так с ними спорил). Но можно очень отчетливо видеть Я как непрерывно возникающее абстрактное явление на стыке восприятия, осознания и памяти, на стыке воли, представления о себе и характера, на стыке каких-то еще феноменологических штук, как выделим, так и будет.

Абстрактное - не значит, что его нет. Возраст есть. Просто его никак не потрогать. Лес есть. Просто, разбирая деревья по одному, леса не увидишь. Есть такие системные понятия, выведенные на основе изменяющихся феноменов. Лес может быть сосновый, еловый, осиновый, банановый, но это все равно лес.

Чтобы описать теперь "вот это вот все" как одно целое, употребляют выражение "ментальный континуум", поток ума, поток сознания, индивидуальный ментальный континуум. У тибетцев "ум" понятие более высокого уровня по отношению к "сознанию", нам привычно скорее наоборот, но в общем, вот он течет, поток событий жизни живого существа, от момента к моменту, в нем некто воспринимает, осознает, действует, чувствует себя, помнит себя из момента в момент. Кто? Я действую. Я воспринимаю, осознаю, чувствую себя, представляю себя как-то на основе чего-то. И эта основа непрерывно меняется. Я воспринимаю разное, чувствую разное, помню разное, у меня меняется тело и вместе с ним восприятие, я могу съесть интересный грибочек и увидеть вообще невиданное и ощутить себя невообразимым образом, но все это - все равно Я. Я непрерывно возникает на основе определенного типа феноменов, ни один из которых не является его причиной.

Почему эта сложная идея может освобождать? А потому, что она ближе к истине, чем обычное представление о себе. Над этим надо думать. Не в общем, а прямо-таки подумать.
Как мы обычно ощущаем себя? Как некую довольно-таки цельную штуку на основе каких-то значимых идентичностей, к которым мы привязаны. "Я обычный, нормальный, нормативный человек", думает некто про себя. "Я неудачник, у меня никогда ничего не получится", думает другой. "Я уникален, я избран богом нести свет миру", думает третий. Вот такие устойчивые представления о себе в буддизме называются "ложным я".
Почему ложным? Потому что это от балды, чисто случайно выстроенная идентичность, которую человек, не подумав, прикрутил к феноменам своего восприятия и осознания, и теперь страдает. Страдает неиллюзорно. Страдает от изменчивости бытия, потому что бытие постоянно проверяет эти идентичности на прочность, страдает вообще всегда, если идентичность изначально в духе "я хуже всех", страдает, вынужденный постоянно ее подтверждать и вкладывать в это кучу ресурса.

А если применить понимание пустотности, которое, как мы помним, базовое искусное средство в буддизме, и посмотреть на эти идентичности - можно увидеть, что их реальность непрочна, эфемерна. Это просто какой-то процессик приписывания, снова и снова повторяющийся на основе каких-то отдельных феноменов, выдернутых из всего потока сознания, и итог этого процессика - идентичность - мы воспринимаем как себя самого. В то время как ты - это тот, кто сделал это приписывание, это тот, кто когда-то решил "я неудачник", это тот, кто неуловимо проявляется каждый момент феноменальной деятельности и не может быть пойман. А этого "неудачника" никогда не существовало прочно и отдельно, он развеется, как дым, если удастся разомкнуть ментально-чувственную связку, остановить процесс генерации ложной идентичности.

Придет наш неудачник к хорошему психологу, например, и скажет "я неудачник, я урод, у меня никогда ничего не получается". И приведет кучу примеров из жизни, почему он так считает, почему он приписал себе эту идентичность. А психолог посмотрит на него спокойно и заботливо, и направит его внимание в другую точку. А вот смотри, этот момент из твоей жизни, это вообще-то удача. Хм, да, подумает клиент. Это произойдет не сразу, но очень велик шанс, что он посмотрит на весь поток своей событийности под другим углом, и хоп - распознает в нем какую-то другую идентичность. А точнее, увидит, как его Я формирует идентичности в целом. Смотри-ка, думает клиент, я считал себя таким плохим, что мне надо умереть, а ведь это представление возникло из крика мамы, травли в школе, хамства на работе, ужаса и вины, идеи о том, что плохим надо умирать, а еще из ногтей мертвеца, бород женщин, еще каких-то эфемерных феноменов. Я могу выдыхать! Я свободен! Никогда не было "плохого меня", нет и никогда не было, я это просто я. Я есть.

Вот этот момент, который переживают рано или поздно клиенты у хорошего терапевта - это и есть буддийское постижение пустотности ложного я. Это небольшой, но очень значимый признак освобождения.

Ну а настоящее освобождение - это когда мы точно таким же образом вылезаем из сансары в целом. Не только этого травматического куска, где нам показалось о себе что-то плохое или хорошее или даже нейтральное. Все равно оно показалось. Все равно это мы решили "я есть это", вместо того, чтобы ощутить "я есть я". Мы ошиблись. Это типичная ошибка человеческого восприятия - считать явления неизменными и угрожающими выживанию, цепляться за них и привязываться к ним, это называется неведение. К явлениям относятся и представления о себе. Я не выживу без физического тела!11, думает человек. А когда умирает - очень удивляется. Я не могу жить без родных березок, думает эмигрант, а, прижившись на другом берегу - счастлив, хотя его представление о себе меняется кардинально. Деятельность Я, непрерывно возникающая на стыке восприятия, осознания и памяти, никак не зависит от их наполнения. Поток сознания, ментальный континуум, продолжается из жизни в жизнь. Я был собачкой, кошечкой, стихийным духом, тремя чайками на заборе, я был мхом на камне и нервным нолдо в Арде, и теперь я иду в магазин за хлебом, у меня вот такое тело и восприятие, я не вижу в темноте, я думаю о политике, но все эти наполнения это не я, они условны, феноменальны, эфемерны. Сегодня так, а завтра сяк. Поняв это на очень глубоком уровне, всем собой, можно обрести свободу и контроль над воплощениями.

В этом и суть реинкарнации. Реинкарнация это непрерывное течение безначального индивидуального потока восприятия, который проходит через неконтролируемую смену тел-форм (первой из скандх) из-за кармы (необдуманных действий на основании побудительных импульсов). Проблему буддисты (и индуисты, и весь Восток) здесь видели в том, что НАДОЕЛО. Что это как вечное возвращение у Ницше, какой-то кошмарик, на самом деле. Индуизм говорит - ты не парься, в этой жизни ты женщина и шудра, тебя все бьют, но ты принеси жрецу бабла и сделай вот такой ритуальчик, и авось родишься брахманом-мужчиной, и вот тогда-то станет хорошо. Вопрос, а какого черта и что в такой ситуации делать МНЕ, зачем все это вообще мне лично, это затянувшееся мучительное сновидение - привел к появлению вначале отшельничества, затем буддизма.

Тут нужно обратить внимание, что реинкарнация не подразумевает ни непрерывного осознания себя между жизнями, ни памяти о прошлой жизни. Тибетцы этим не парятся. Ты не помнишь прошлую жизнь? А ты помнишь, что было 30 сентября такого-то года, когда тебе было три года? Нет? Ну иди медитируй, разовьешь устойчивый ясный ум - вспомнишь и то и то. Ты боишься, что потеряешь сознание в момент смерти? Все теряют, не парься. Кроме самых выдающихся практиков. А во сне каждый день ты сознание теряешь и просыпаешься снова собой, ничего? Вот и тут переживать не надо.

В дзогчене же, помимо всей этой апофатики, еще и называют и показывают конкретную энергию-состояние, на котором зиждется непрерывное осознавание Я, действительно непрерывное. Это так называемый ум ясного света. У обычного человека он спит, не зная сам себя, но работу свою выполняет - связывает воедино все скандхи в контексте памяти, благодаря нему момент вытекает из момента, прошлое связывается с будущим в индивидуальный поток. Ясный свет это движущая сила интенциональности, причина сознания, причина появления форм и тел. Надо только, всего лишь, осознать себя этим светом, а не менеджером Васей, хотя бы не полным неудачником менеджером Васей, а также не человеком, не стариком, не существом и не-сущим. Проще простого (нет). Но хотя это и непросто технически, это возможно и инструкций на самом деле полный интернет.

Ну и вот, подводя итоги. В контексте того, что мы говорили о карме, обеспечить себе неплохое следующее воплощение довольно просто, надо просто делать хорошие поступки, хорошо подумав, как это сделать. Приложив моральное творчество. Если же хочется вообще перейти от состояния неконтролируемых воплощений на основе неведения об устройстве мира и эмоциональных вспышек - в какое-то другое состояние, тогда надо изменить свою мотивацию. Просто хорошая следующая жизнь, или там желание не попасть в ад - это мотивация первого уровня. Тоже очень хорошая, у западного материалиста и такой нет. Он вообще даже квалиа, то есть Я, у себя не видит, думает, что после смерти ничего нет и ему нормально.
Мотивация более высокого уровня - это желание, чтобы тобой не управлял видимый тобой сон, желание сохранять себя в снах, независимо от того, хорошие они или плохие. И мотивация третьего уровня это желание помочь всем страдающим во всех мирах, для чего необходимо обрести всемогущество и всеведение, природу Будды, сделать так, чтобы ум ясного света, самая высокая форма сознания, возобладал, полностью растворив омрачения.

Достаточно хорошо постигший пустотность называется архатом, и он уже значительно свободнее в выборе своих воплощений, и может долгое время пребывать в мирах за пределами сансары (да, они есть, об этом надо бы в разделе про тантру). Никакое Я в нирване не прекращается, потому что, как мы помним, Я подразумевает восприятие, осознание, память, осознающего, форму, имя, все это входит в систему. И тут еще надо понимать такой момент, что когда Будда произносил свою проповедь, вокруг него были неграмотные индийцы, то есть те, кто собачкой был буквально воплощение назад, в основном. Кого от собачки и свинки отделяет в общем-то случайность. Поэтому в традиции и ведется много разговоров о драгоценности, об уникальности человеческого рождения.
А средний западный человек, который воплотился например в 1994 году среди вот этого вот всего, где новый мир, постмодерн, интернет, мировые сверхдержавы и прочее - обычно он совсем не счастливая бывшая собачка, которая рада новой жизни и восторженно прыгает вокруг учителя (который к тому же единственный грамотный на сто деревень вокруг). Обычно это наоборот, забывший себя, измученный бодхисаттва, который прошел уже невероятный путь и где-то сломался. Который шел в воплощение, повинуясь не смутному, но очень сильному желанию еще разок поесть мороженого или трахнуть свою маму (извините, это факт из тибетской книги мертвых), а вовсе даже альтруистичному намерению и мотивации. Помочь другим, открыв лекарство от рака. Понять что-то новое и интересное. Реализовать нечто невообразимое магическое. Сделать Землю нормальным миром, а не вот это вот все.
Просто этот реинкарнат умен, но недостаточно, владеет какими-то навыками, но не всеми. Очень трудно действительно стать независимым от сансары. Будд мало. Но умных реинкарнатов, которые оказались в более тяжелых условиях, чем они себе представляли, очень много. И это хорошая новость, потому что можно не вешаться от тоски, а учиться дальше! Ом, лока самаста сукхино бхаванту.

байки из склепа, буддизм, тишина и пустота

Previous post Next post
Up