С 30.05.2016 года нахожусь в отпуске в Грузии на своём автомобиле. За прошедшие две недели впечатлений накопилось достаточно, чтобы о них рассказать.
Каждого, кто едет в Грузию на автомобиле беспокоят несколько вопросов:
- Полиция;
- Дороги;
- Топливо;
- Движение;
- Автопарк.
Начну по порядку.
ПОЛИЦИЯ.
Первое, что бросилось в глаза в Грузии - экипированность простой патрульной полиции. Хорошие машины, хорошая экипировка.
Второе - я их видел либо патрулирующих, либо занятых делом. Ни разу не видел их в засаде с радаром или проверяющими документы у приезжих и т.д.
Из общения с грузинами и собственных впечатлений сложилось устойчивое мнение, что если не нарушать грубо правила и не нарушать закон, то местной полиции ты не интересен.
Кстати, местные жители сразу предупреждают, что пытаться давать деньги нельзя ни в коем случае - посадят! И это действует во всех государственных учреждениях страны. Попытка дачи взятки - серьёзное преступление.
ДОРОГИ
Дороги здесь разные, от вполне приличных автобанов до разбитых грейдеров. Но дорожное строительство идёт в огромном объёме, особенно на основных транспортных направлениях.
ТОПЛИВО
Надо учитывать, что в Грузии обозначение сортов бензина отличается от принятого в России и аналогично европейскому, т.е. Аи95 - это Premium, а Аи92 - это Regular. В Грузии широко распространены заправки LukOil, которые продают хороший бензин по вполне нормальным ценам. Цена Аи-95 колеблется от 1,55 до 1,75 лари за литр (один лари колеблется 30,6 до 32 рублей).
ДВИЖЕНИЕ
Вот это, наверное, самая большая проблема Грузии на дорогах. Трафик, даже в центральных городах (Батуми и Тбилиси) по стравнению с Москвой или СПб не очень плотный, но очень хаотичный. Пользоваться поворотниками перед перестроениями, видимо, не достойно настоящего джигита, а значит перестроение в куда угодно можно ожидать в любую минуту. Распространённое явление - сначала остановиться в левом ряду на светофоре, а перед самым началом движения включить поворотник. Единственный прибор сигнализации, который знают местные водители - это клаксон. Он гудят, когда обгоняют, когда не довольны, когда кого-либо приветсвуют и т.д.
В моём случае стоящий передо мной автомобиль на зелёный сигнал светофора начал движение назад, в результате "отрихтовал" право переднее крыло.
Из своего опыта дам несколько рекомендаций:
1. Делайте расширение КАСКО на страну поездки, если у вас оно оформлено в РФ. В этом случае надо не перемещая ТС вызвать полицию по номеру 112 и зафиксировать ДТП, созвониться со страховой и проконсультироваться с ними по порядку действий, оформить все документы и уже с этой справкой обращаться в страховую.
2. Если страховки нет, то решать вопрос на месте. Если есть время, то можно сделать ремонт в Грузии (здесь это очень распространено и стоит сильно дешевле, чем в России). По своему случаю могу сказать следующее. В Гонио мне готовы были отремонтировать машину за 300 лари (курс лари приводил выше) и 4 дня. В РФ только покраска 2 деталей в неофициальном, но хорошем сервисе, обойдётся в 12-15 т.р.
Не менее не изгладимое впечатление оставляет то, как они ездят по серпантинам. Носятся, что грузины, что приезжие осетины, по серпантинам со скоростью конченых фаталистов. При этом они зачастую ломятся на обгон в закрытых поворотах.
Кстати, пересечение сплошной полосы дорожной разметки здесь нарушением не является и на разметку никто внимания не обращает, также, как и на знаки ограничения скорости, запрета обгона и т.д. Да и на светофоры зачастую тоже внимания не обращают.
Ещё одна особенность, пешеход - это не участник дорожного движения. Его присутствие игнорируют даже на пешеходном переходе. Если водитель остановился пропустить пешехода, даже на пешеходном переходе, то пешеход зачастую впадает в ступор. Одновременно сзади раздаются возмущённые гудки. Причём пешеходы от водителей не далеко ушли. Если ему взбрело в голову перейти дорогу, то на такие мелочи, как светофор, разметка или остальное он внимания не обращает.
Не менее замечательный фактор неожиданности в населённых пунктах и за их пределами - это местные коровы. Она может лежать, идти или стоять в любом месте дороги, на серпантине или скоростной трассе. Гудки её мало беспокоят, а машин они не боятся.
АВТОПАРК
В Грузии нет ввозных пошлин на автомобили и поэтому они здесь дёшевы и они разные (как по производителям, так и по возрасту). Такого количества мерседесов разных годов выпуска я нигде не видел. Причём, видимо, как результат особенностей вождения, в Грузии много машин без бамперов и с различной степенью повреждений и восстановленности. В общем, это "страна старых мерседесов". Практически нет французских или итальянских машин. Если встречаешь новый Ситроен, то наверняка он из Турции. Российские марки представлены тем, что было ввезено ещё до развала СССР, преимущественно "Нивы" разных лет выпуска, которые чаще встречаются в сельской местности.