Шалом, мой Дорогой Читатель! Налоги существовали всегда! Даже в древнейших племенных сообществах существовала обязательная традиция подношения даров вождям и старейшинам, которую можно рассматривать как примитивную форму налога. Нередко налогообложение принимало форму открытого грабежа народа со стороны государства.
Nerva, 96 - 98 Sestertius 97, Æ 2.91 g. IMP NERVA CAES AVG - P M TR P COS III P P Laureate head r. Rev. FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA S - C Palm tree with two clusters of dates. C 57. BMC 105. RIC 82. CBN 97. Hendin 1603b.
Эта замечательная монета издавна привлекала коллекционеров и породила различные объяснения значения легенды на реверсе. Дизайн и надпись уверяют нас, что изменился взгляд на сбор fisci iudaici - налога, который римляне ежегодно взимали с каждого еврея мужского пола на протяжении почти трех столетий, начиная с правления Веспасиана и заканчивая Юлианом II ‘Отступником’. Первоначально это был храмовый налог, который евреи платили своему духовенству и который составлял два римских динария (дидрахма). Известный отрывок из Светония подтверждает, что при Домициане этот налог взимался агрессивно, причем мужчин иногда публично допрашивали, чтобы определить, были ли они обрезаны, по чему определялась их принадлежность к иудейской вере.
Не может быть никаких сомнений в том, что этот тип монет был создан в ответ на злоупотребления юридическим процессом, с помощью которого идентифицировались евреи, и что он прославляет одно из отступлений Нервы от жесткой политики его предшественника. Однако современные ученые зашли в этом определении слишком далеко, предположив, что реверс отражает сочувствие Нервы к бедственному положению евреев или что монета представляет собой извинение перед евреями. Если бы это было правдой, то это была бы единственная римская монета, на которой были бы извинения побежденному народу - перспектива, которая невозможна.
Римляне использовали свои монеты не для того, чтобы признать ошибку в суждениях или успокоить оскорбленные чувства не-римлян. В любом случае, их чеканка выражала обратное: их собственные действия преподносились как непогрешимые, а не-римляне изображались побежденными, низшими или послушными. Другими словами, столь обнадеживающее объяснение может быть придумано только современным умом. Эта монета, если бы она предназначалась в качестве извинения перед евреями, была бы опасной и провокационной; можно только представить, какое оскорбление было бы нанесено и без того враждебно настроенным солдатам, многие из чьих отцов и дедов служили и, возможно, погибли в войне, которую Веспасиан и Тит вели в Иудее.
Налог не был отменен, а легенду реверса следует перевести как: «Устранение неправомерного обвинения (CALVMNIA) при сборе налога». Решение, по сути, заключается в устранении клеветы, связанной со сбором еврейского налога. Во времена деспотического режима Домициана унизительные проверки, позволявшие выявлять евреев, которые не желали исповедовать свою веру (или исповедовали ее тайно), чтобы избежать уплаты еврейского налога, использовались для преследования римлян, которые были в немилости. В этом свете мы могли бы рассматривать легенду монеты как знак отмены системы ложных обвинений, с помощью которой римляне-неевреи могли стать жертвами ненадлежащего использования меры, предназначенной только для евреев.