Crete, Aptera AR Stater. Signed by Pythodoros. Circa 4th century BC. Α[ΠΤAΡΑΙΩΝ] around head of Artemis Aptera to right, with hair elaborately curled upwards around a stephane ornamented with palmettes; she wears an elaborate crescent and solar-disk pendant earring with three drops and a pearl necklace; to right in smaller letters the artist’s signature: ΠΥΘΟΔΟΡΟΥ / Warrior hero Apteros, called Ptolioikos, standing facing, his bearded head left, wearing crested helmet and cuirass, holding in his left hand a spear and shield decorated with a sunburst, his right is raised towards a sacred fir tree in left field; ΠΤΟΛΙΟΙΚΟΣ around. Le Rider, Monnaies crétoises, p. 36, 269-70, pl. 9, 11-12; Svoronos, Crète, p. 15, pl. 1, 10 (same dies); BMC 1, pl. 2, 3 (same dies); BMFA Suppl. 108 (same dies); LIMC VII/1, p. 588, VII/2, sv. Ptolioikos 2 (same rev. die); for the engraver’s signature see L. Forrer, Notes sur les signatures de graveurs sur les monnaies grecques, Bruxelles 1906, pp. 277-284. 11.78g, 24mm, 12h.
Потрясающе красивый женский портрет на аверсе - это портрет Артемиды Аптеры (или Аптары, как написано на монетах, местной формы критской Артемиды Диктинны), богини-покровительницы города.
Перед ее изображением маленькими буквами гордо стоит имя художника Пифодора, мастера-гравера, который также работал в Полиренионе над столь же прекрасно стилизованной женской головой, которая была определена как голова Бритомартис, «сладкой девы» на критском диалекте. Бритомартис в критском мифе была поймана в рыболовную сеть, пытаясь избежать посягательств Посейдона, и была предметом нескольких типов критских монет, вдохновленных статуей, тогда приписываемой Дедалу, который считался отцом критского искусства. Оба изображения в значительной степени подвержены влиянию сицилийской школы гравюры на штемпелях, воплощенной такими знаменитыми художниками, как Кимон, Фригиллос, Эвклид, Эванет и Эвмен. Реверс представляет не меньший мифологический и исторический интерес; воин, о котором идет речь, - Аптерос, называемый Птолиоикос, титул, буквально означающий «житель города». Он изображен салютующим дереву, сцена, которую можно интерпретировать как ныне утерянный миф об ойкисте или основателе города. Прекрасные останки древнего полиса Аптера или Аптара, современного Палеокастро, расположены недалеко от минойского поселения Мегала Хорапия на южной стороне залива Суда, самой безопасной якорной стоянки на Крите во времена Греции, Венеции и Османской империи, которая сегодня является важной военно-морской базой НАТО. Евсевий сообщает нам, что город был основан одноименным героем Аптеросом в 1503 году до нашей эры. Первое историческое упоминание об Аптере датируется VII в. до н. э., когда отряд лучников, как сообщается, сражался вместе со спартанцами в войне против Мессены. В древности предпринимались различные попытки объяснить название города: в частности, что это было место песенного состязания Муз и Сирен. В этой истории последние потеряли крылья в битве, которая последовала за их поражением ('aptera' = 'бескрылая'). Название города, скорее всего, происходит от одного из эпитетов Артемиды, Aπτερα, похожего на эпитет статуи в храме Афины Ники на Акрополе в Афинах, которая позже получила название Ника Аптерос, что означает 'бескрылая' Ника. С IV в. до н. э. Аптера чеканила монеты по эгинскому стандарту веса, но к более позднему эллинистическому периоду она постепенно пришла в упадок из-за своего могущественного соседа Кидонии и окончательно была поглощена Римом в 67 г. до н. э.
Реверс монеты может дать ценное представление об экипировке гоплита того времени, а именно о приблизительном размере щита и копья, а также о том, как воин держит копье в левой руке, которая уже занята щитом. Некоторые монеты, как на фото выше, изображают гоплита в анатомической кирасе, но есть более редкие статеры с воином в линотораксе и с более выпуклым щитом.
CRETE. Aptera. Circa 280 BC. Stater (Silver, 21.5 mm, 10.74 g, 1 h). [ΑΠΤΕΡΑΙΩΝ] Head of Artemis Aptera to right, wearing a stephane. Rev. ΠΤΟΛΙΟΙΚΟΣ The hero Ptolioikos, helmeted, cuirassed, standing left, raising his right hand and holding a spear and shield with his left; in the field to left, tree (here off the flan) and monogram of ΑΠ. Jameson 1314 (this coin). Le Rider, Monnaies crétoises, p. 36, 271-272 and pl. IX, 14-15 (same dies). Svoronos, Numismatique, p. 14, 2 var.
На второй монете отчетливо виден ремень перекинутый через плечо, но непонятно, что он удерживает: щит, который явно меньше, чем на первой монете или меч. Эти более поздние статеры Аптеры хорошо иллюстрируют изменения в гоплитском вооружении и экипировке с течением времени.