Проект "Большая Самара", или Куйбышев, который мы не увидим.

Jan 22, 2014 08:28

Всем из истории известно, что в нашем славном городе в годы Великой Отечественной Войны было налажено производство различной оборонной продукции - от знаменитых шутрмовиков Ил-2 до снарядов и валенок для солдат.
И как это производство появилось, тоже известно из официальных источников. Заводы эвакуировали из занимаемых противником территорий и прямо "с колёс", на голой земле (цехов то не было ещё) начинался выпуск самолетов, пулемётов, снарядов и патронов. Особенно рельефно это можно видеть в некоторых художественных фильмах "на тему", так сказать. Пришлось преодолевать непреодолимые трудности и прилагать нечеловеческие усилия, дабы освоить производство в некогда аграрно-гопотовской "тёте-Самаре". Ведь, как известно Одесса у нас мама, Ростов - папа, а Самара - тётя.
далее в даваться в подробности смысла нет. Кому их хочется - добро пожаловать в Краеведческий музей им Алабина (тоже та ещё личность, но об этом в другой раз).

Итак, подытожим вехи славного пути: Самара (зерно, провинция, грязь, свиньи, горчишники) - Война (ВНАЗАПНО!!!) - один из промышленных центров страны.
И мало кого могли терзать смутные сомнения, что "что-то не так, что-то не стыкуется одно с другим". Перво-наперво - чудная режиссёрская клюква о начале производства "с колёс". Что, вот так прям в чисто поле выкинули с платформ станки, из теплушек понабежали токаря, да мастера и айда-давай точить строгать оружие Победы! Посреди ржи, или чего там росло на месте нынешних корпусов Авиакора и Прогресса.

А электроэнергию то где взять?  Это у Петра 1-го станок токарный от ножного привода работал. Станки середины 20 века требовали электричество. И в  немалом количестве. А вот, скажут знатоки истории, БТЭЦ же, вот. Так... БТЭЦ. А откуда она взялась? Тоже "с колёс" сгрузили? Вместе с турбинами (уже подключенными к котлам) с углём, с ЛЭПами всякими...  Да нет. ТЭЦ уже была. как и многое, многое другое, которое и послужило очень мошной основой для увеличения (а не создания в чистом поле среди колосящейся картохи и цветущей ржи) производственных мощностей Куйбышева.

И отсюда вытекает закономерный вопрос - а, если многое уже существовало, то почему оно существовало? По какому плану многое уже было построено?
Такой план существовал, хотя упоминаний о нём практически не найти. Назывался он "Проект Большая Самара".


О подробностях этого проекта можно только догадываться. Есть какие-то отдельные статьи, кое-что проскальзывает в художественной литературе. Всплывают в архивах отдельные документы.
И не так давно появились ещё одни веские аргументы. Это фотопластины середины 30-х годов, найденные на чердаке Театра Оперы и балета во время его строительства. На тех пластинах оказалась весьма интересная информация, а именно вариант переустройства города. Превращения его если не во вторую Москву, то в один из первых городов СССР.



На плане водоснабжения хорошо видна будущая планировка города. Кстати, можно заметить продуманность планирования улиц.
Город можно пересекать не только вдоль Волги, как это возможно сейчас (что и создаёт многочисленные пробки, ибо на данный момент имеем всего 2 улицы, идущие через весь город), но и поперёк.





Проект Дома Отдыха речников.



Деление жилфонда по степени изношенности.

далее идут различные варианты набережной. Чувствуется столичный размах.










Нет, это не Театр Оперы и Балета. Это Планово-экономический институт. Кузница красных менеджеров.



А вот это очень интересно. Здесь можно наблюдать состав и количество промышленных предприятий, что были запланированы к постройке.



Столовая Дома Отдыха речников.



Танцплощадка Дома Отдыха речников.

Такая вот редукция, как сказал бы классик. Не на пустом месте ковалось оружие Победы в славном городе Куйбышеве.
Война скорректировала планы, Многое так и  осталось на бумаге. Многое воплотилось в жизнь но совсем не так, как было задумано.

Данные фотографии это не единственные доказательства того, что Куйбышев предполагалось превратить в один из ключевых центров промышленности СССР ещё задолго до начала Войны. Членами АНО "ИстКом" найдено множество архивных документов, подтверждающих эти планы.
В частности мы выяснили, что в Куйбышеве было запланировано строительство Метрополитена еще в конце 30-х годов. А это в одно время с началом проектирования Метро в Ленинграде. Стоит задуматься. Но это уже другая история.

saiLor (C) 2014
Сканы фотопластин любезно предоставлены самарским краеведом-любителем Додиком.

Проект Большая Самара, СССР, Вторая столица, АНО ИСтКОм

Previous post Next post
Up