Приключение двух незадачливых раввинов.

Nov 08, 2013 13:59


"Жил в Самаре Хаим, ни кем не замечаем…"
(еврейская народная песня)

А вы знаете, шо у нас есть как-бы Синагога? Не знаете? Ха, вот и я не знаю. То есть, Синагога как-бы и есть, а как-бы и нет.

Шикарное прошлое:

В начале ХХ века количество прихожан имевшихся в городе иудейских молельных домов значительно возросло. В связи с этим в 1903 году было принято решение о строительстве новой синагоги. Разработка проекта была поручена самарскому архитектору, младшему инженеру строительного отделения Самарского губернского правления Зельману Клейнерману. Строилась синагога с 1904 года по 16 июня 1908 года, с перерывами. 31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение храма.

Самарская хоральная синагога была построена Клейнерманом в псевдомавританском стиле, как и большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге, построенная в 1883-1893 годах по проекту архитекторов Л. Бахмана и И. Шапошникова при участии В. Стасова и Н. Бенуа. В своем дальнейшем творчестве архитектор ни разу больше не обращался к этому стилю. В отличие от петербургской синагоги, в работе Клейнермана просматривается влияние стиля модерн, в котором он активно работал впоследствии. Самарская хоральная синагога трехнефная, напоминающая по форме ковчег. Центральный неф завершается куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Подобными навершиями венчались и башенки на центральном фасаде, однако ни одно из них не сохранилось. Шестиконечная «звезда Давида» - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон, а над центральным фасадом имеется круглое окно, расстеклованное в виде «звезды Давида».

Парадный вход в здание располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком с подковообразной аркой, подпираемой двумя небольшими колоннами. В советский период арка была уничтожена, а тамбур еще совсем недавно использовался как трансформаторная будка. Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на гранитные лестницы.

Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. В советское время галереи были соединены перекрытиями, возведенными в центре зала. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в аварийном состоянии и ожидает демонтажа. Несмотря на то что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, внутри все еще можно встретить некоторые детали, такие как чугунные литые колонны, которые еще в ходе строительства здания пришлось укреплять. Колонны были «одеты» в бетон. На восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где находились священные свитки.

Здание просуществовало как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 года синагога была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х годов.

Унылое настоящее

В 1994 году здание было передано еврейской общине. Подразумевалось, что община должна была отреставрировать строение, находящееся в рабочем состоянии, но этого не произошло. Несколько лет назад работа по реставрации синагоги все же началась. Петербургскими архитекторами был составлен проект реставрации. Начался и сам процесс восстановления, но вскоре по непонятным причинам он был остановлен. Ситуация усугублялась спором двух иудейских общин за право пользования памятником архитектуры.

Осенью 2008 года региональным отделением Росохранкультуры был инициирован судебный процесс, в результате чего 27 января 2009 года Арбитражный суд Самарской области прекратил действие договора между Росимуществом и ФЕОР (Федерация еврейских общин России). Этого бы не случилось, если бы не оглашение акта внеплановой проверки, в котором говорится, что «здание хоральной синагоги находится в аварийном состоянии, бесхозно в течение многих лет, охрана памятника архитектуры регионального значения не обеспечена. Из-за отсутствия кровли, остекления оконных проемов и аварийного состояния междуэтажных перекрытий, как первоначальных, так и поздних, зданию угрожает обрушение несущих конструкций. Из-за открытого доступа посторонних лиц, в том числе БОМЖ, хоральной синагоге нанесен невосполнимый ущерб, утрачены внутреннее убранство, библиотечный фонд, архивы и фонды музея. Договорные обязательства пользователем здания хоральной синагоги - памятника архитектуры регионального значения - не выполняются. В целях его сохранения необходимо в срочном порядке провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специалистов реставраторов и проектировщиков, а также провести противоаварийные работы».

ФЕОР обжаловала это решение, в результате чего Московский суд отменил решение Самарского арбитража, и здание вернулось ФЕОР с условием его восстановления до 2012 года. В 2010 году общиной были выделены средства на проведение противоаварийных работ и разработку проектной документации (старый проект к этому времени устарел). Более финансирование не выделялось, ни в 2011, ни в 2012 году. В результате проект не завершен, а противоаварийные работы проведены лишь частично. Тем временем на дворе 2012 год, и, судя по всему, еврейская община не сможет выполнить условия, поставленные судом, а самарцы еще не скоро увидят здание в первоначальном виде.


Далее - мнение симпатичной части правоверного меньшинства.
- Ой, шо же-ж такое! Шо же-ж такое кругом!. Боже-ж мой, я уже даже не смеюсь со всего этого! Вот ответь же мне, Ребе Зеленовский?
Два старых раввина тащились по улице и бормотали под нос друг другу. Смеркалось. Один был плотный, в широкополой шляпе и с щедро напомаженными пейсами. Под мышкой у него торчал свиток Торы. Второй мелко семенил, яростно стуча резной палкой по асфальту.
- Ну и где же эта Синагога? И где она, я тебя спрашиваю, уважаемый рэбе Зеленовский? - поминутно заглядывая спутнику в глаза, спрашивал раввин с палкой.
- Да откуда мне знать-то! Я шо, родился тут! - ребе Зеленовский разводит руками. Тора падает на асфальт. Раввин, кряхтя, нагибается за свитком.
За поворотом показывается высокое здание характерной архитектуры. Звезды Давида на оконных рамах говорят о том, что цель близка. Раввины удовлетворенно взглянули на фасад.
- Ну вот же! Я же-ж гово… - ребе Зеленовский споткнулся на полуслове и удивленно тараща глаза, уставился на то, что должно быть синагогой. Здание представляло собой полу брошенный кирпичный фасад с забитыми фанерой окнами.
- И где-ж тут синагога? - спросил он своего спутника. Тот моргая очками, удивленно глядел на здание.
- И где-ж тут синагога, уважаемый ребе Сайлорович?
- Да была… тут… Э… Слушай, а шо это ты ко мне пристал, а? Будто я ее продал вчера! Шоб я так жил, э! Шли два еврэя, никого не трогали, заметьте! Помолиться хотели, мацы покушать тихонько и вот вам, видите ли! Нету синагоги! И где ее теперь брать, скажу я вам, а?
Рэбе Сайлорович обращал свою пламенную речь уже к сидевшему в "Газели" парню.
- Вот ты мне скажи, это синагога? - тыкал Сайлорович палкой в облупившиеся стены?
- Ну, синагога и чё?, парень туповато уставился на трясущего пейсами старого еврея.
- Что? Я не ослышался? Или мне уже таки начинает казаться, что ко мне вернулись глюки? Это, значит по-вашему синагога? Ну тогда я буду Путин, ваш Президент.
Зеленовский потянул товарища за рукав свитки. - Пойдемте уже. А то, сдается мне, нас начнут бить. Причем Вашей же палкой и моей же Торой. А мне этого совсем нет желания!
Но Сайлорович не унимался. Он изрыгал в адрес всех неевреев талмудические проклятия до семи колен. Он грозил всемирным потопом, нашествием китайцев и марсиан. И, возможно, их побили-бы и палкой и Торой, но парень махнул на них рукой и уехал.
- Ну и шо же мы будем теперь делать? - спросил ребе Зеленовский.
- Таки давайте, дорогой,заснимем всё это! Мне на днях внуки кошерный фотоаппарат подарили.
- НУ ладно, ладно. А потом-то шо?
- Шо, шо…. Шо. А потом пойдем мы с тобой, дорогой ребе Зеленовский на старую кондитерскую фабрику. Хорошие люди мне сказали, шо при Царе её хозяин был евреем. Там и Тору почитаем и мацы покушаем. - Сайлорович махнул палкой вдаль.
И две черные тени в широкополых шляпах зашагали с лучах заходящего Солнца. Один был плотный, в широкополой шляпе и с щедро напомаженными пейсами. Под мышкой у него торчал свиток Торы. Второй мелко семенил, яростно стуча резной палкой по асфальту.

Далее иллюстрации:


1. Какая-то литература, вещающая гоям о Холокосте.



2. Что-то копали. Должно быть Ковчег Завета искали.



3. Свет Звезды Давида.



4. Сколько раввинов прошли по этой лестнице!



5. И по этой.



6. Величественный зал гои перекрыли своими гойскими перекрытиями.



7. ...



8. Снова Звезда Давида...



9. ... светит нам сквозь мглу невежественности мира.



10. Уютненькая дверца.



11. Евреи Самары - вам свет и роза!



12. ...



13. Вид на хоры (справа, под колоннами).



14. ...



15. Не тут ли располагался арон-кодеш?



16. И во что его потом превратили?



17. ...



18. Те самые колонны.



19. ....



20. Вид на хоры левой стороны.



21. ...



22. Какой-то пристрой к алтарной части.



23. А там что-то гудит.



24. Снаружи фашиствующие молодчики накорябали свои мерзкие каракули.



25. Опять же они.

saiLor (C) 2009

синагога, творчество, диг

Previous post Next post
Up