Pasglas & mysterious powders

Aug 31, 2011 06:28

(1) Pass glass challenge.

...the 17th century paintings offer an insight into the everyday drinking habits of of that time. One object that is frequently found in these images is the pass glass. A pass glass is a high cylindrical glass with regular horizontal bands on the outside. These bands were called ‘passen’ [measures] and give the glass the ( Read more... )

mysterious art

Leave a comment

shkrobius August 31 2011, 19:59:02 UTC
There were hundreds of newspapers in the 1650s. I know for the fact that the first English newspapers were printed in Amsterdam. However, (judging from the appearance) these cones were pamphlets or pages torn from unsold books. Some of them have no print, e.g. this one ( ... )

Reply

ptitza August 31 2011, 20:34:22 UTC
Ну тогда только осталось спросить у Гари Шварца или у Симона Шамы (Simon Schama) :)

Reply

ptitza August 31 2011, 20:42:48 UTC
Да, кстати, к Вашему старому посту о жабах у Босха. Попадалась ли Вам статья The Pestilent Toad by Renilde Vervoot? Такая довольно прямолинейная, академическая статья, но в ней есть несколько интересных моментов. Если нет, могу... чего-нибудь с ней сделать. Выложить куда-нибудь.

Reply

shkrobius August 31 2011, 21:18:49 UTC
No, I heave not read this one. If you can share it that would be super.

Reply

ptitza August 31 2011, 23:01:23 UTC
Ох, отсканировать не получилось: книга большого формата. Сделала кустарно-тупым методом, благо там всего 7 стр., и некоторые сноски важны. Вот две первыеhttp://pics.livejournal.com/ptitza/gallery/00011x5r?page=12 странички (в самом конце) и пять последних. Если не читается, можно придумать что-то ещё. Вообще это симпатичный сборник. В нём "Дендрохронологический анализ" Клейна, "Everyday Objects in the Paintings of H.B." Янссена, гл. археолога Хертогенбоша и проч. Называется "H.B.: New Insights Into His Life and Work", наверняка есть в б-ке. Но по Вашим вопросам кроме лягушек, кажется, ничего нет.

Reply

shkrobius August 31 2011, 23:54:01 UTC
Thank-you!

Reply

Бокалы вина nu57 September 7 2011, 06:06:21 UTC
Мне кажется, и на голландских картинах иногда держали за ножку или за сам бокал, а не за основание: вот, например, Габриэль Метцу или Билерт.

С другой стороны, идея де Лересса вполне очевидна - ясно, что любоваться бокалом с переливающимся вином, как драгоценным камнем, лучше всего так, и описанная им связь социального положения со способом держания бокала тоже, вероятно, была известна:

... )

Reply

Re: Бокалы вина shkrobius September 7 2011, 07:09:46 UTC
Re: Бокалы вина nu57 September 7 2011, 15:01:48 UTC
Ну, у Тениерса он явно позирует с бокалом (как будто позирует. Я читала, например, про Вермеера, что он не очень хорошо умел изображать действие, поэтому рисовал людей в момент остановки действия - когда они перестали пить или играть на клавесине и взглянули на художника).

Про Стена: разве теперь не бывает, что простолюдинка (что бы это ни значило) пытается вести себя в обществе "как настоящая леди", вернее, как то, что она под этим понимает? Как отставленный пальчик у купчих Кустодиева.

Reply

Re: Бокалы вина shkrobius September 7 2011, 15:26:07 UTC
С купчихами я могу быть б/м уверенным, что они действительно так пили чай. Во-первых, это описано в русской литературе. Во-вторых, я сам видел деревенских людей, которые так пили чай. А с бокалами в Голландии такой уверенности уже нет. Держали ли они все бокал таким образом (а на картинах его так держат все от рафинированных аристократов до базарных баб, девок, и выпивох - хотя попадается и обычный способ) или это изобразительная условность, непонятно. Еще более непонятно, почему такая мода резко прошла. Обычно условности остаются. Особенно, если причина - показать бокал наиболее выигрышным образом. Я не знаю, пробовали ли Вы так держать бокал и пить из него. Мне было неудобно с непривычки. Но это дело привычки. Я не знаю ответ, поэтому и спрашиваю. В книге, которую я читал (и Вы на нее тоже попали, судя по рисунку) предлагается, что это условность, но и замечается, что такая условность м.б. скопирована теми, кто смотрит на картину и не понимает ее условный характер. По-моему, мнения, основанного на документах тут нет, как и в случае ( ... )

Reply

Re: Бокалы вина nu57 September 7 2011, 15:58:35 UTC
Да, попробовала, очень неудобно, и чашку с отставленным пальцем неудобно - я думаю, Ваша догадка, что для чашек просто скопировали привычный жест с блюдцами, верна.

Потомкам будет проще, они найдут Ваш пост и сразу поймут про кока-колу:)

Reply

ptitza September 7 2011, 16:40:56 UTC
>>>> мнения, основанного на документах тут нет

Всё-таки не очень понимаю, почему Ларесс - не документ. "Gérard de Lairesse's manual for painters illustrates how the artist might suggest the social position of his sitter by the way in which they hold their glasses. Position No. 5 is the most refined or as Lairesse wrote, "A prince holds it handily and cautiously below on the foot." Он же современник, зачем ему "документы"? Он сам документ. Традиция уже сложилась, он её задокументировал.

От простолюдина, хватающего всей лапой пивной бокал -- до принца (prince - это принц?), поддерживающего тонкий бокал с вином тремя пальчиками и буржуа, копирующего этот жест.

С носовыми платками произошло то же самое, у меня был где-то пост про это. Сначала носовой платок -- это символ статуса, аристократии. Королевы носят его напоказ. Потом буржуа начинают прикупать дешёвые варианты и аристократия быстро отказывается. Символ начинает приобретать противоположную окраску: в приличном обществе уже неприлично так носить носовой платок. А буржуа ещё ( ... )

Reply


Leave a comment

Up