По следам Святого Николая

Oct 31, 2017 01:43

Святой Николай - один из самых почитаемых святых на Руси. Но далеко не все знают, что родился он на территории современной Турции, где жил, проповедовал, был похоронен, и его мощи хранились здесь до тех пор, пока не были украдены итальянцами. Недалеко от Фетхие, напротив пляжа Гемилер, находится остров, названный именем этого святого. Сюда местные жители отвозят туристов на небольших лодках, а яхтсмены остаются в этой бухте ночевать на якоре - под защитой Святого Николая, покровителя моряков.

Курс на остров Гемилер
Продолжается наш летний круиз на парусной яхте вместе с яхт-школой «Аврора». Мы решили идти из Каша напрямую к острову Святого Николая, переход получился длинный, так что к месту стоянки приближаемся уже в темноте. Время моей вахты. Я стою за штурвалом, ориентируясь лишь на вспыхивающие огни маяка на острове, посматривая на курс на компасе. Во время обучения мы проходили виды маяков, искали их на картах, но все это остается лишь теорией до тех пор, пока ты на практике не оценишь значимость этих конструкций для любого мореплавателя. Пока яхта медленно приближается к заветной бухте, маяк становится таким родным! Но я спокойна - все-таки хорошо, когда рядом опытный капитан, Володя, он же - инструктор, у которого я училась.

Владимир Григорьев, капитан-инструктор яхт-школы "Аврора"

Под плеск волн, тихий шелест парусов успокаиваются мысли, начинаешь задумываться о том, на что обычно никогда не хватает времени в обычной жизни. Как же переплетаются эпохи, судьбы! Сейчас Турция - пусть и светское государство, но влияние мусульманства на общество огромно. Однако именно эта земля помнит ранних христиан, апостолов и святых, творивших здесь свои чудеса. Одним из таких святых был Николай Угодник. Интересно, за время нашего путешествия из Аланьи в Геджек мы прошли почти все места, связанные с этим святым, нарушая только хронологический порядок.

Пару дней назад мы останавливались напротив острова Кекова. Недалеко от него - древний город Миры, куда Святой Николай был назначен епископом. Умер он своей смертью, на месте его могилы была воздвигнута базилика, из которой в 1087 году его мощи были похищены венецианскими купцами на своих кораблях в итальянский город Бари, где хранятся до сих пор. Но тем не менее и сейчас Миры - популярный центр паломничества для многих туристов, которых, указывая на установленный памятник Санта Клаусу, турецкие гиды уверяют, что именно Святой Николай стал его прообразом. Ведь именно он спас от бесчестья трех дочерей разорившегося богача, тайно подкинув им ночью три мешочка с деньгами - приданное, без которого их будущее было бы невозможно по тем временам. Творил Святой Николай много других добрых дел и чудес - исцелял больных, помогал нищим, спасал утопающих и даже воскрешал умерших.

Еще днем мы шли вдоль берега Патары. С моря можно увидеть лишь бесконечные песчаные пляжи, но в глубине сохранились руины античного города Патара. Именно здесь в семье благочестивых христиан родился в 3 веке н.э. будущий Николай Мирликийский, чей дядя в этих краях занимал должность епископа. Его предназначение было очевидно с самого детства. Еще ребенком он был необычайно религиозен и решил посвятить себя христианству. Он помогал своему дяде, в начале в качестве чтеца, а позже был возведен в сан священника.

Считается, что монашеская обитель на острове Гемилер была основана Святым Николаем. Так как Николай Угодник считается еще и защитником моряков, прийти сюда на яхте - особенно волнительно. Мы благополучно укрылись за островом, встали на якорь, искупались, поужинали, чтобы рано утром отправиться исследовать остров.

Монашескими тропами
Едва рассвело капитан за два захода переправил нас на «Динге» на остров. Мы высадились на деревянный причал. Надпись гласила, что вход на остров платный - 8 лир. Правда, смотрителя пока нигде не было видно.

Весь остров в длину - около километра, так что за 2-3 часа можно обойти все самые интересные постройки. Многое, конечно, было разрушено землетрясением, но даже сохранившиеся руины впечатляют.

И не по себе становится от осознания того, что по тем же тропинкам острова мог ходить Святой Николай и его сподвижники… Здесь они жили, молились, работали, что-то выращивали…

На острове сохранились оливковые деревья

Виды, которые открываются с вершины острова, заставляют остановиться и просто созерцать красоту вокруг, думая о чем-то вечном.

Вода здесь чистейшая

Мы добрались до того самого маяка, который светил нам ночью. С этой точки море просматривалось далеко вокруг, а напротив был виден пляж Гемилер, куда можно доехать из ближайшего поселка Олюдениз на машине.

Сейчас Олюдениз - это раскрученный среди англичан курорт с голубой лагуной «Мертвое море» и горой Бабадаг, откуда стремятся полетать параглайдеры со всего мира. Исследования показали, что во времена Средневековья на месте Олюдениза стоял античный город Симбола. Здесь находился порт, имеющий большое значение. Это место было остановкой для пилигримов, следовавших в Палестину.

Не спеша продвигаясь вглубь острова Гемилер, можно посмотреть несколько церквей обители, датируемых 3-6 веками н.э.

В одном из храмов сохранился купол и алтарь, в другом - древние мозаики.

Впечатляет коридор с высокими стенами, скрывающийся теперь за листвой деревьев, и закрытый подземный ход в виде длинной галереи, который мог соединять когда-то церкви.

Высоко на холмах можно увидеть небольшие каменные могилы. По одной из версий, Святой Николай мог быть похоронен и на этом острове, и только спустя какое-то время его мощи перенесли в другое место. Как же было на самом деле - не знает никто. Сейчас можно только бродить по острову, представляя, как жили здесь монахи, как выглядели только что построенные храмы…

Неожиданно было узнать, что все раскопки на острове велись японскими археологами, которые проделали огромную работу. Один из храмов, где сохранились мозаики, огорожен - исследования продолжаются.

… Мы покидали остров, чувствуя особенную наполненность от этого путешествия во времени. На выходе нас ждал смотритель, возвращая нас к реальности, напомнив об оплате за посещение острова.

Я задержалась, и мы успели немного пообщаться. Пока я ждала возвращения за мной капитана, смотритель угостил меня продолговатым чудо-арбузом, снабдив еще и парой кусочков для друзей. Особенный сорт, который он выращивает у себя дома в соседней деревне - Кайякей. Каждый день он приезжает на остров - работать. Часто остается здесь ночевать в небольшом доме. И мне подумалось, что в этом его образе жизни тоже есть что-то отшельническое.

Каждый привозит из путешествий свои сокровища. Но часто самыми ценными становятся совершенно простые вещи. Для меня это - найденная среди руин острова Святого Николая необычная ракушка и несколько семечек того удивительного арбуза. И если через год из них удастся вырастить такие же вкусные плоды, я буду считать это личным чудом - подарком от Святого Николая.

P.S. От души благодарю яхт-школу «Аврора» и капитана-инструктора Владимира Григорьева за это чудесное путешествие! Если вы тоже хотите посетить остров Святого Николая и другие интересные места Турции именно так - оставляйте свои контакты, чтобы быть в курсе интересных предложений, или просто пишите мне лично.

Маленькая яхточка рядом с большим гулетом - наша родная Carinya, на которой мы и путешествовали.

Кстати, известная среди любителей вин, в том числе за пределами Турции, фирма Lykia выпускает даже вино "Святой Николай". Было весьма символично распить такую бутылочку вина с видом на остров, только вот вино оказалось с кисловатым привкусом, так что остатки пошли в дар Посейдону)).

После такого путешествия - есть, о чем задуматься.

При использовании материалов, как фото, так и текста, буду признательна, если вы укажете ссылку на этот блог и мое авторство.

остров Гемилер, турецкое вино, яхт школа Аврора, gemiler, природа Турции, Фетхие, отдых на яхте, ранние христиане, фото Турции, вино, Гемилер, st nickolas, oludeniz, Святой Николай, христианство, яхт школа, Олюдениз