Послевоенное малоэтажное строительство в Орле велось крайне слабо. Отсутствие крупных застройщиков (точнее их малочисленность) привело к тому, что как таковых рабочих поселков или даже кварталов, застроенных исключительно двухэтажными домами 200-х серий, в Орле нет. Орел был включен в 1945 г. в программу восстановления наиболее пострадавших древних городов и через разные ведомства ему на восстановление зданий/сооружений было отпущено 47 млн. руб (в деньгах 1945 г.). К 1949 г. было освоено только 49 % этой суммы. Учитывая особенность застройки города, его планировочной структуры (радиально-лучевой) новое послевоенное строительство велось не на окраинах, а на свободных участках в разных частях города (зачастую приближенных к центру). В настоящее время производится активный снос данных двухэтажных участков улиц.
В данном посте произведем попытку краткого обзора малоэтажного строительства.
Итак, на схеме генерального плана города 1945 г. видна исторически-сложившаяся компактная планировочная структура, которая Ленгипрогором была сохранена. Последствием исторического выбора данной планировки стали значительные разрушения города во время войны - 257 тыс. кв. м. жилой площади (14,2 тыс. зданий).
По застройке ген. план также как для всех средних городов носил малоэтажный характер: 80 % малоэтажное строительство (2-3 этажа), 20 % -
среднеэтажное (4-5 этажей). Крупные застройщики были брошены на застройку Московской улицы (собственно по нечетной стороне от нее они и находились - заводы Текмаш и им. Медведева). Мелкие застройщики осваивали небольшие участки кварталов неправильных форм в разных частях города. Активное промышленное строительство в Орле началось с середины 1950-х г., когда поселковая идеология в СССР уже изжила себя.
1. Генплан 1945 г. с указанием участков малоэтажной застройки (не претендую на полноту).
2. Из ранних серий, проектов можно отметить 14 проект и 221 серию.
Ул. Привокзальная, д. 30. Дворовый фасад.
3. Главный фасад. Удивительно, но построено здание было в 1960 г. (14 проект не рекомендовано было строить после 1950 г.)
4. Теперь 221 серия, точнее ее 25 проект (1-221-25).
Ул. Московская, д. 75. Самый полный вариант реализации проекта в городе.
5. Дома поскромнее.
Трамвайный пер., д. 2В.
6. Трамвайный пер., д. 2А.
7. И лишенный портика.
Трамвайный пер., д. 2А.
8. Основным проектом общежития для Орла являлся 1-225-111.
Трамвайный пер., д. 2. Главный фасад.
9. Дворовый фасад.
10. Квартал на 4-ой Курской улице. Еще тут мы видим быстросборные Б-8-50 (или другой аналог проекта 1-244-1).
Автор
фото: Киреев Андрей. Лицензия: CC-BY-NC.
11. Говоря о Б-8-50 нельзя не отметить участок из 9 домов данной серии, который был построен по Автовокзальной улице. В настоящее время они все уже снесены.
Ул. Автовокзальная, д. 18.
12. Ул. Автовокзальная, д. 14.
13. Ул. Автовокзальная, д. 8.
14. Ул. Автовокзальная, д. 6.
15. Ул. Автовокзальная, д. 2.
Магистраль от вокзала до центра города должна была застраиваться трехэтажными домами. Однако дефицит трехэтажных проектов в каталогах 1945-1948 г. и долговременность индивидуального проектирования привела к возведению в Орле относительно редкой серии Мосгорпроекта 1-301.
16. Ул. Московская, д. 104. Проект 1-301-1.
17. Ул. Московская, д. 108. Проект 1-301-1.
В 1950 г. проект из каталогов исчезает. А застраивать чем-то надо, Орелоблпроект начинает длительное индивидуальное проектирование 4-5-этажных домов на Московской улице, попутно привязывая дома 204 серии.
18. Ул. Орджоникидзе, д. 5. Проект 1-204-5.
Они же строятся на Комсомольской улице. И, по факту, становятся одним из основных трехэтажных типовых проектов в застройке Орла середины 1950-х гг.
19. Ул. Комсомольская, д. 239. Проект 1-204-5.
Автор
фото: Киреев Андрей. Лицензия: CC-BY-NC.
Фрагментарно мелкие застройщики используют и другие серии, например, часто применявшуюся в стране 228-ю.
20. Ул. Колпакчи, д. 11Б. Проект 1-228-2.
21. Ул. Колпакчи, д. 11А. Проект 1-228-2.
На южной окраине в 1956 г. Орелстрой быстро возводит для своих сотрудников 3 дома проекта 1-252А-1 без какого либо декора. Интересно, что имея свои собственные линии железобетонных изделий в домах вместо использования оконных бетонных перемычек строителями выкладываются трудоемкие кирпичные замковые перемычки.
22. Кромское шоссе д. 9. Проект 1-252А-1.
22. Кромское шоссе, д. 19. Проект 1-252А-1.
23. Кромское шоссе, д. 11.
Среди типовых общественных зданий в Орле не так много редких проектов. Вместе с тем, они есть.
24. Ул. Орджоникидзе, д. 3. Школа. Проект 2084. 1949 г.
25. Ул. Емельяна Пугачева, д. 2. Райком. Проект 131.
26. Он же в 2014 г.
Еще одно воспроизведение детища Владимироблпроекта.
27. Ул. 1-я Посадская, д. 22.
Автор
фото: Киреев Андрей. Лицензия: CC-BY-NC.
Для центра Орла также как и в Курске был выбрал типовой универмаг. В случае северного соседа это был угловой проект 2-07-10.
28. Пл. Мира д. 1.
В разных концах города также можно встретит проекты 262 серии (К-8-49), 208 серии и других в единичном исполнении.
Отдельным постом кратко рассмотрю среднеэтажное строительство, хотя информации о нем фактически нет.
А основное (многочисленное) многоэтажное строительство пришлось в Орле на панельные 464 и 90 серии.
Продолжение:
-
ОБЗОР МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ ОКРАИН ОРЛА 1950-Х ГОДОВ. ЧАСТЬ 1-
ОБЗОР МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ ОКРАИН ОРЛА 1950-Х ГОДОВ. ЧАСТЬ 2-1-
ОБЗОР МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ ОКРАИН ОРЛА 1950-Х ГОДОВ. ЧАСТЬ 2-2