FabLab в Озерске: нужен ли?

Apr 30, 2016 01:45

В настоящий момент во всем мире, и в России в частности, очень активно развивается и реализуется на практике теория творческого развития подрастающего поколения через проектную деятельность. На смену «классическим мастерским» приходят совершенно новые, снабженные современным цифровым оборудованием, лаборатории полного цикла, так называемые FabLab - лаборатории (Fabrication Laboratory―производственная лаборатория).

Производственная лаборатория - это инновационный технологический центр, но инструменты «классической мастерской» здесь заменены на самое передовое и технологически совершенное оборудование. Вместо электрического лобзика - фрезерный станок и аппарат для лазерной резки с цифровым управлением, вместо гипсовых форм - 3D-принтер, позволяющий «напечатать» из пластика любой небольшой предмет.

С помощью определенного набора оборудования: аппарата для лазерной резки, фрезерно-гравировального станка, приборов трехмерного моделирования, 3D-сканера и принтера, датчиков и робототехнических средств можно «сделать почти все, что угодно», как утверждает создатель FabLab ― профессор Центра элементарных частиц и атомов Массачусетского технологического института (МТИ) Нил Гершенфельд. Именно он приблизил новый виток цифровой революции, на этот раз в персональном производстве. FabLab - продукт цифровой революции, разросшийся в глобальную сеть, насчитывающую более 200 лабораторий по всему миру!


Оказалось, что собранные в одном месте сложные, управляемые компьютерами станки исключительно востребованы. Такие лаборатории появились на промышленных предприятиях, в крупных фирмах, в ведущих университетах и даже в школах. Школьные лаборатории FabLab - совершенно новая образовательная среда для изучения естественнонаучных дисциплин, инженерного дела и робототехники с использованием современного оборудования для производства и создания прототипов, научного инструментария и средств компьютерного моделирования.

В России наиболее близким к нам аналогом может быть экспериментальная лаборатория «Экспериментариум» в Лицее №1502 при Московском энергетическом институте (подробнее - http://www.лицей1502.рф/pages/overtime/fablab/). «Экспериментариум 1502 МЭИ» спроектирован специально для учеников старших классов общеобразовательных школ. Программа обучения в лаборатории создана таким образом, чтобы усилить интерес школьников к научным, инженерным и математическим дисциплинам.

Лаборатория дает возможность реализовать основной принцип "Учись, делая" в высокотехнологичной среде. Так, с помощью устройства для лазерной резки можно решить широкий круг задач по изготовлению составляющих проекта. Станок способен гравировать и изготавливать плоские детали из пластика, дерева, кожи, акрила, картона, которые потом можно объединять в трехмерные структуры.

Самая большая и мощная машина ― фрезерно-гравировальный станок с программным управлением с легкостью обрабатывает пластик, дерево, цветные металлы, композитные материалы. Большая рабочая зона делает его идеальным для изготовления крупных элементов и объектов масштабом от стула до целого здания.

Настольный режущий плоттер предназначен для контурной резки различной аппликационной графики, работает с широким спектром материалов: винил, светоотражающая пленка, термотрансферные и пескоструйные материалы. Логотипы, трафареты и любая мелкая графика помогает оформить проект в индивидуальном дизайне.

Настольная фрезерная машина и 3D-сканер в одном аппарате идеально подходит для многих областей деятельности, от моделирования до изготовления литьевых форм, быстрого прототипирования и дизайна портативных изделий, для изготовления тестовых образцов и заготовок электронных плат.

Учебные микроконтроллеры, робототехнические компоненты и различные сенсоры позволяют создавать функциональные продукты.
В ноябре 2014 года на базе лицея №1502 при МЭИ прошел VIII Международный научно-практический семинар «Робототехника и Экология», организованный некоммерческой образовательной программой SEED и преподавателями лицея. Наставником для 44 учеников, 24 преподавателей из 23 школ России, Казахстана и Азербайджана стал консультант по образованию, профессор Том Лоу. Цель мероприятия - обучение практическому использованию робототехнических устройств на примере микроконтроллера Arduino-UNO для решения экологических проблем. Вот как описывает данную «творческую встречу» ученик 8-го класса лицея 1502 при МЭИ Илья: «Море новых эмоций и ощущений, когда ты изготавливаешь что-то новое и понимаешь, что оно - твое. Также мы научились командной работе, освоили плату Arduino и среду программирования Scratch. Все было проведено на высшем уровне. Когда я уходил оттуда, я думал о том, как замечательно прошли эти дни и уже с нетерпением ждал следующий семинар, ведь подобные творческие встречи несут в себе много информации для развития твоих идей и проектов».

image Click to view



В большинстве случаев человеку, пришедшему в FabLab, вполне достаточно уметь сделать чертёж изделия в любом, более или менее совершенном графическом редакторе, правильно подобрать материал и инструмент. Остальное сделают машины.

Предлагаю изучить опыт коллег из ЗАТО Заречный, Норильска и Санкт-Петербурга, где уже есть такие лаборатории, и выйти на Росатом с предложением создать такой центр, хотя бы 1 на 2 города - Озерск и Снежинск. Это позволит быть в современном тренде и не отставать от современных технологий - образовательных и производственных. А там, глядишь, и молодежь с новыми идеями на «Маяк» придет ^_^





















fablab, обучение, размышления

Previous post Next post
Up