Ареал распространения парси

Mar 18, 2009 21:20

О распространённости татского языка (парси) в прошлом на территории Закавказья служат данные из исторических хроник разных эпох. Известно, что среднеперсидский язык (предок татского) был распространён по всей территории Сасанидской империи, и в том числе в Закавказье.

В «Предании о сыне Зарера» упоминается Waspuragan в значении «наследные принцы». Это говорит о том, что область Васпураган (ряд провинций от озера Ван до реки Аракс, включая и город Нахичевань) была вотчиной наследников шахского престола.

Есть указания, что сам город Нахичевань основан Сасанидами (Йакут ал-Хамави (13 в.), Му’джам ал-булдан»):

Басфурджан - округ в Арране, главный город которого Нашава, он же Нахджуван, построенный Ануширваном одновременно с Баб ал-Абвабом.

В топониме Нахиджеван (Нахджаван), мы имеем дело с одним из названий мидийских племён Naxij (образовано с помощью суффикса -ij, ср. lahij, и т.д.). О том, что нахиджи были распространены в этих областях, свидетельствует ещё один Нахиджеван (согласно «Ашхарацуйц») к западу от озера Урмия.

По сведениям средневековых арабских авторов (Масуди, Хаукаль), в Восточном Закавказье в основном говорили на двух языках - персидском и азери.

В «Книге путешествий» («Сеййахат-намэ») османского путешественника Эвлия Челеби есть интересные моменты, касающиеся присутствия парсийского населения в Нахичевани:

«Реайя и берайя этого города разговаривает на языке дехкани, но ученые и поэты вежливо и красиво изъясняются на пехлеви и моголи - языках древних».

Известно, что пехлеви перестал быть разговорным языком в Иране не позднее VIII в., монгольский - за 200 лет до описываемых событий (т. е. ещё в 15 в.). Дехкани - местное название парси, практически не отличающегося от фарси в написании тех слов из их языка, которые Эвлия Челеби приводит там же в своей таблице.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (конец 19 в.):

В южной части ленкоранского уезда живут таты - люди иранского племени, шиитской секты.

Т. е. таты вплоть до конца 19 в. проживали и в районе Ленкорани.

В «Кавказском Календаре» за 1894 г. (с. 14) в Зангезурском участке Елисаветпольской губернии отмечено селении Нювады, население которого также составляют таты (1083 чел.).




(В августе 1991 года жители села Нювади последними из мусульманских сёл Зангезура покинули свои дома. Новое название села - Нрнадзор.)




Судя по названию села, «татский» язык с. Нювады скорее был родственен языкам килитскому и талышскому. Но примечателен сам факт наименования этих людей татами.

К. Н. Смирнов. Материалы по истории и этнографии Нахичеванского края. Тифлис, 1934 г. о Кетаме:
КЕТАН. Здесь живет малорослое население, говорящее каким-то особенным диалектом персидского языка.

Совокупность приведённых данных позволяет заключить, что ранее носители одного из персидских диалектов жили по всей территории Восточного Закавказья.
Previous post Next post
Up