Космический реванш рейха

Apr 11, 2011 23:15

Полвека назад,12 апреля 1961 года, человек впервые оказался в ближнем космосе. Но дело в том, что человек этот был советский - майор Юрий Гагарин с его знаменитой улыбкой. В ситуации глобального цивилизационного противостояния Запада и Востока, свободного мира и «лагеря социализма» данное обстоятельство стало серьезной проблемой. Для Запада.

Поэтому с названной датой непосредственно связана еще и другая, которую самое время вспомнить.12 сентября 1962 года президент США Джон Кеннеди выступил с речью, имевшей поистине исторические последствия. Тогда Кеннеди заявил, что первыми людьми, которые ступят на поверхность Луны, будут американцы. Люди Запада.

Сейчас принято подчеркивать заслуги Рональда Рейгана в ликвидации советской «империи зла». И это справедливо. Однако весьма велика и заслуга Кеннеди. Заслуга Кеннеди в том, что он сумел навязать советским непосильную для них задачу. Кеннеди прекрасно понимал, чем обернется лунная гонка для абсурдной системы, которая рвется в космос, но при этом не может обеспечить себя продовольствием (всего через год с небольшим после полета Гагарина вспыхнул продовольственный бунт в Новочеркасске, кроваво подавленный Хрущевым).

Именно Кеннеди сделал сверх-напряженную космическую гонку важным элементом «холодной войны», по сути, историческим вызовом коммунизму. Именно он вынудил Советы выступить на самый передний край научно-технического соревнования, в ходе которого СССР наглядно продемонстрировал несостоятельность всей своей системы, и, полагаю, надорвал себя. Именно победа США в лунной гонке дала возможность Рейгану выдвинуть проект «звездных войн», ответить на который Советский Союз по экономическим причинам уже не мог. Известный журналист Андрей Остальский свидетельствует: «В начале 1980-х годов я присутствовал на закрытой лекции начальника отдела Госплана СССР, который без обиняков заявил: в случае успеха военно-космической программы Рейгана Советскому Союзу угрожает банкротство. СССР просто не обладает средствами для того, чтобы успешно соревноваться с такой программой. А потому позарез нужна передышка. И если не удастся путем пропагандистских усилий остановить Рейгана, придется идти на разрядку, надеясь выиграть время и как можно скорее приступить к реформированию советской экономики». Вот почему начался горбачевский «диалог с Западом», впрочем, лишь ускоривший распад СССР.

Однако историческая речь Кеннеди так и осталась бы пустым заявлением, если бы не гений еще одного человека - немецкого ракетного конструктора Вернера фон Брауна, создателя первой в мире баллистической ракеты ФАУ-2, концепция которой после войны легла в основу космических программ ряда стран, прежде всего США и СССР. Но если советским достались лишь мертвые материальные трофеи, то США получили живой талант и неисчерпаемый интеллект фон Брауна, предусмотрительно сдавшегося американцам в начале мая 1945-го. Тем хватило ума не предъявлять конструктору никаких обвинений, несмотря на то, что тот числился штурмбаннфюрером СС, а его ракеты с грузом до 800 кг аммотола регулярно падали на Лондон (конечно, это несопоставимо с авианалетами союзников на немецкие города, но психологический эффект был велик). Именно фон Браун и стал отцом американской лунной программы «Аполлон», поныне остающейся вершиной достижений мировой цивилизации.


Вернер фон Браун и Джон Кеннеди.

Первый огромный успех пришел уже в 1968 году, когда «Аполлон-8» с астронавтами Ф. Борманом, Д. Ловеллом и У. Андерсом на борту впервые в истории совершил пилотируемый облет Луны. Характерно, что полет корабля, носящего имя античного бога, состоялся 21-24 декабря, т.е. в дни зимнего солнцестояния. Несмотря на то, что американские астронавты порой демонстрировали приверженность «иудео-христианским ценностям», само название программы - «Аполлон» - отсылает к античному наследию как одному из основ западной цивилизации и западного типа личности.

И уже в июле следующего, 1969 года, состоялся полет корабля «Аполлон-11», увенчавшийся первой в истории человечества высадкой людей на Луну. Эмблемой полета был орел с оливковой ветвью в лапах, садящийся среди лунных кратеров, несколько напоминающий эмблему Люфтваффе. Западные люди Армстронг и Олдрин ступили на лунный грунт и установили на нем американский флаг.

А что же советские? В те самые часы, когда американцы находились на Луне, туда же садилась советская автоматическая станция «Луна-15». Это все, чем Советы в конечном счете смогли ответить на вызов Кеннеди. Но и «Луне-15» не повезло: она разбилась при посадке. Так закончилась лунная гонка между Западом и Востоком. В ноябре 1970 года, когда программа «Аполлон» уже близилась к завершению, по Луне поехал «Луноход-1», а в январе 1973- го - «Луноход-2», но советский космонавт там так и не появился. Между тем, человек на Луне - этого бренда не заменит никакой аппарат. Американцы же после триумфа «Аполлона-11» ступили на поверхность Луны еще пять раз.

Что еще сказать? Шедевром фон Брауна стала ракета-носитель «Сатурн-5», остающаяся самой мощной и надежной по сей день. Громадина высотой свыше 110 метров (для сравнения: колокольня Ивана Великого - 81 метр), этот небоскреб взлетал, поднимая в космос 140 тонн полезного груза. В ходе реализации программы «Аполлон» он взлетал 13 раз. И все 13 раз успешно.



"Сатурн-5", несущий "Аполлон-11".

У советских тоже был свой носитель для проекта высадки человека на Луну - очень большая и красивая ракета Н-1. Вот только летать она категорически не хотела - в ней все время что-то разлаживалось и разбалтывалось, как в отечественных автомобилях. Из четырех запусков все оказались неудачными. Особенно катастрофическим стал второй запуск, когда в результате самой крупной в истории ракетной аварии был полностью разрушен стартовый комплекс. Характерно, что это произошло в начале июля 1969-го, когда «Сатурн-5» готовился к победному старту на Луну.

Да, была еще у советских ракета-носитель «Протон», предназначенная для проекта пилотируемого облета Луны. Она в отличие от Н-1 все-таки летала и даже доставляла к Луне беспилотные корабли, совершавшие облет спутника. Однако ни «Протон», ни эти корабли не отличались надежностью. Аварии и сбои происходили постоянно. Именно поэтому Политбюро, зная о намеченном старте «Апполона-8», так и не принял в декабре 1968 года решение о полете советских космонавтов с целью облета Луны. Риск обосраться на весь мир был чрезвычайно высок. И политбюрошники оказались проницательны: в январе 1969-го при запуске очередного беспилотного аппарата «Протон» взорвался…

Советский лунный проект провалился, став жертвой дезорганизации, бюрократизма, нелепой секретности, склок и просто отсталости. «Азиатский способ производства» доказал свою неэффективность, неспособность «тянуть» на высоте требований прогресса. Западная цивилизация, западный тип личности подтвердили свое превосходство, указав Совку его место. Поражение в лунной гонке демифологизировало Советский Союз, показало границы его потенциала, и в результате Совка стали меньше бояться. И романтической любви к нему убавилось. Стало ясно, что Гагарин - это прорыв, который СССР не в состоянии развить на уровне возможностей конца ХХ века. В ответ советским оставалось лишь запустить гэбистскую «утку» о том, что «американцы никогда на Луне не были», а все их лунные съемки якобы сделаны в павильонах. Да еще твердить о «нацистском прошлом» фон Брауна…

Памятником советскому освоению космоса стал не монумент, взметнувшийся у станции метро "ВДНХ", а покосившиеся избы вконец разоренной русской деревни. Она оплачивала и имперские дотации окраинам, и международное коммунистическое движение, и космос. Кстати, по странной иронии судьбы монумент «Покорителям космоса» почему-то увенчан макетом ФАУ-2. Впрочем, это логично: ведь именно ФАУ-2 была первой ракетой, достигшей космоса, взлетев в 1944 году на высоту 188 километров…  


Москва. Монумент "Покорителям космоса".



А это взлетающая ФАУ-2...
Previous post Next post
Up