В церкви за Стрельней, близ Питера, появилась житийная икона Матрены Московской, в одной из клейм которой изображена названная святая, благословляющая Сталина на отражение немецкого наступления на Москву (дело происходит осенью 41-го). Матрена с нимбом вокруг головы сидит в своей келейке, а от нее уходит на бой «святой и правый» Сталин - подозрительно рослый, статуеподобный, в шинели, со взором горящим и мощными усами.
Конечно, сие знаковое событие. Отец Евстафий, поп из названной церкви, шибко не любящий «этих либералов и демократов», разумеется, держит нос по ветру. Авторитарные тенденции кремля очевидны. Базу исторической легитимности под них призваны подвести патриотические идеологи и РПЦ. Спешно конструируется неосовковый, православно-чекистский миф, ключевая роль в котором отведена культу «великой победы» и мягкой реабилитации Сталина (см. новые учебники истории). В этом смысле икона с питерской окраины - своего рода квинтэссенция. Здесь тебе и «православная духовность», и «великая отечественная война», и Сталин. Полное восстановление «связи времен», чуть было не разорванной треклятыми «демократами» и «власовцами».
Чтобы осознать, насколько неслучайно появление такой иконы, заглянем в не столь уж далекое прошлое.
Открываем «Журнал Московской Патриархии» за ноябрь 1944 года, читаем: «Великий праздник 27-й годовщины Октябрьской революции, годовщины установления советской власти, Русская Православная Церковь праздновала со всем народом. Во всех храмах совершались торжественные богослужения…». Особо подчеркивается следующее: «…празднуя 27-ю годовщину победы советской революции в нашей стране, мы празднуем совершенство нового строя в России».
Вот так. «Совершенство». Ни больше, ни меньше.
В том же номере опубликована речь митрополита Николая, произнесенная перед благодарственным молебном в Кафедральном Богоявленском соборе Москвы. В частности, митрополит Николай сказал: «В день нашего народного праздника - 27-летия советского государства - мы предстоим перед Господом, полные чувств особой радости и гордости за нашу страну…».
«Гордости», да.
А вот «Православный календарь» за 1946 год, издание Московской Патриархии. На январской странице, наряду с праздниками Обрезания Господня и Крещения, мы видим «День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 года». На февральской странице - «День Красной Армии и Военно-Морского Флота». 8 марта РПЦ отмечала «Международный женский день», а 1 мая - «день смотра боевых сил трудящихся». В ноябре РПЦ праздновала очередную годовщину «Великой Октябрьской Социалистической Революции», а декабре - «День Сталинской Конституции»…
Итак, сегодня Сталин уже на иконе, правда, пока без нимба. Следующим этапом станут, очевидно, чудесные исцеления от западничества на его могиле у кремлевской стены, а затем, несомненно, будут обретены и нетленные мощи генералиссимуса (тем более, что они в свое время были капитально обработаны советскими мумификаторами). После всего этого более чем уместно ставить вопрос о канонизации Сталина как Святого и Праведного, по типу Александра Невского - тоже знаковой имперской фигуры, подвергающейся регулярным нападкам «клеветиков»…
Да то ли еще увидим! По слухам, в Петрищево монумент Зои Космодемьянской замироточил. А на мавзолее выступила изморозь благоуханная…