Замечания к статье Н. Холмогоровой

Mar 09, 2013 18:57

Холмогорова считает, что «независимость прибалтийских государств есть прямой результат Октябрьской революции». Это, разумеется, грубая спекулятивная натяжка. Предпосылки для обретения Прибалтикой (равно как и Украиной, Финляндией, Закавказьем) независимости созрели задолго до Октября и даже до Февраля. Эти предпосылки - прежде всего в активном формировании соответствующего национального самосознания. Уже в середине ХIX века появилось движение младолатышей. Гимн Латвии «Dievs, svētī Latviju!» (Боже, благослови Латвию!) был написан латвийским композитором Карлисом Бауманисом еще во второй половине XIX века. Его первое исполнение состоялось в 1873 году, а в 1921 году он стал государственным гимном Латвийской республики.

Далее. Еще в сентябре 1917 года (т.е. еще ДО Октября) политические партии Латвии сформировали Демократический блок, который, разумеется, выступал отнюдь не за сохранение Российской империи. Холмогорова утверждает: «Независимость Латвии (Советской Социалистической Латвийской республики) была провозглашена 18 ноября 1918 года, и подтверждена со стороны России ленинским указом от 22 декабря 1918 года». Ну что тут скажешь? Вполне имперское пренебрежительное отношение к истории Латвии, которое самоуверенно тиражируется в Сети и оборачивается очередным конфузом.18 ноября 1918 года была провозглашена просто Латвийская республика. Это сделал Народный совет Латвии - временный представительный орган, объединявший все крупные латвийские политические партии, кроме крайне правых и крайне левых. Председателем Народного совета стал Янис Чаксте, до революции примыкавший к партии кадетов, а главой временного правительства - буржуазный националист и выразитель интересов «кулачества» знаменитый Карлис Улманис. Спрашивается, причем тут «социалистическая республика»?

Другое дело, что сразу после провозглашения Латвийской республики Москва отдала приказ главкому РККА Вацетису о начале боевых действий с целью насаждения советской власти в Латвии. В результате при имперской поддержке Москвы в декабре 1918 года была провозглашена марионеточная Советская Латвия, правительство которой возглавил большевик Петр Стучка. Из воспоминаний известного белогвардейца А.П. Ливена:

Впечатление при взятии Риги от душевного и физического состояния горожан было удручающее. Рассказы о большевистском режиме, о терроре и лишениях превосходили все, что проникало до тех пор в печать. Рассказы эти подтверждались при находке массы расстрелянных и изуродованных трупов. Ко всем бедствиям присоединились форменный голод и эпидемия тифа. На фоне всеобщего бедствия ярко выделялась картина празднества в дворянском доме по поводу свадьбы дочери главного комиссара Стучки. Масса гостей съехались по этому поводу со всех концов России, и, говорят, никогда ещё и нигде, ни в одном зале не видано было такого ослепительного количества дорогих камней и драгоценностей, как на гостях товарища Стучки.

Вот эта Советская Латвия Стучки (а не Латвийская республика Чаксте и Улманиса) и была признана Лениным 22 декабря 1918 года.

Теперь об Эстонии, которую Холмогорова обвиняет чуть ли не в геноциде белой армии Юденича, отступившей в эту страну после неудачи под Питером в 19-м.

Осенью 1919 года, эстонцы были готовы оказать эффективную военную помощь генералу Юденичу в его наступлении на Петроград - разумеется, при условии безоговорочного признания независимости Эстонии. Однако именно этого эстонцы и не могли никак добиться от белых. Эстонцы, равно как и поляки, украинцы, финны, латыши, видели, что белым нельзя доверять. «Возьмем Питер, а потом повернем на Ревель», - эта фраза Юденича была им известна. В результате почти уже взятый Питер остался в руках большевиков.

Однако эстонские войска под командованием Лайдонера все-таки действовали осенью 19-го года на петроградском направлении. Более того: когда под Питером рухнул белый фронт, именно эстонская 1-я дивизия спасла армию Юденича от полного окружения, ударив во фланг наступавшим большевикам. Да, после поражения под Питером, Северо-западная армия Юденича отступила в Эстонию, где была разоружена и временно интернирована. Наши патриоты (Холмогорова не исключение) любят рассказывать о якобы русофобской политике, жертвами которой оказались русские белогвардейцы в Эстонии. Однако при этом забывают сказать, что в данном случае белогвардейцы оказались жертвами, прежде всего, собственных имперских мифов. Разве могли эстонцы лояльно относиться к армии Юденича, если, во-первых, так и не получили от белых гарантий независимости Эстонии, а во-вторых - перед глазами эстонцев был недавний пример из соседней Латвии: там осенью 1919 года белогвардейская армия Бермондт-Авалова подняла мятеж против национального правительства Улманиса, под лозунгом «восстановления Российской империи». Эстонцы находились под очень сильным впечатлением от этих событий, поскольку оказывали военную помощь латышам.

И еще, в заключение. Повторяю то, что уже говорил ранее: русскоязычную диаспору в странах Балитии нельзя рассматривать как диаспору национальную. Это некое имперское меньшинство, которое маскирует свою имперскую ностальгию и имперские претензии «национальными интересами русских». Оно агонизирует вместе с империей и заражает все вокруг. Тут проблема в том, что четкая русская идентичность отсутствует. В русском сознании «русское» и «имперское» как правило сливаются. И в самой России ситуация примерно та же, что и в Латвии, только здесь русские - имперское большинство, но опять-таки не нация. И пока русский народ будет существовать как имперское целое, обремененное соответствующими мифами - толку не будет. Будет империя, перманентное средневековье. Выход не просто в регионализации России, а прежде всего в регионализации русского народа и формировании на этой основе ряда нормальных политических наций. В этом и состоит главная задача подлинной, революционной национал-демократии.
Previous post Next post
Up