ПОКРОВ - самый русофобский из церковных праздников

Oct 14, 2012 18:02


Оригинал взят у golishev в ПОКРОВ - самый русофобский из церковных праздников
Что, собственно, празднуем?
А вот что:


Начало 10 века.
Византия.
Русы осаждают Константинополь ("Вещий" Олег, ага).
Славянин по происхождению Андрей Юродивый сподобился видения во Влахернском храме -
Богородица распростёрла над молящимися ромеями покрывало (т.е. защитила их от врагов).
В итоге, русы были посрамлены...

В самой  Византии не то, что праздника по этому поводу не учредили - там даже икон, посвященных Покрову, нет.


А на Руси 250 лет спустя Андрей Боголюбский своей княжеской волей превратил эпизод из жития своего любимого святого в один из главных руских церковных праздников. 
И посвятил ему красивый храм на берегу реки Нерли.


То обстоятельство, что праздновать приходится военное поражение своих предков, князя нефига не смутило.

Дальше - еще интереснее.

Пошел князь Андрей войной на новгородцев -
его сын Мстислав осадил город.
Тогда новгородцы вынесли на стену главную городскую святыню - Богородичную икону "Знамение"
и помолились:
"БОГОРОДИЦЕ ДЕВО! СУЗДАЛЬЦЕВ ПРОГОНИ!" (как-то так)

 

Суздальцы же стали осыпать молящихся новгородцев стрелами.
Одна из стрел вонзилась в икону.
И икона заплакала.
"...Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма... Напал на них трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен."

По-моему, красивый поворот сюжета.

Четыре года спустя Андрея Боголюбского замочили его же приближенные - бухие в жопу бояре Кучковичи.
Тело лежало на улице бесхозным, пока слуги убитого грабили княжеские палаты.
Хоронить князя остался только один из ее придворных -
и тот "понаехавший" (из Киева).

Понятное дело, Андрея Боголюского за святого никто из современников не почитал.



Прошло больше 500 лет прежде, чем Петру Первому (из сугубо политических соображений) заблагорассудилось пополнить святцы "благоверными князьями".
Под раздачу, наряду с Александром Ярославичем (Невским), попал и незадачливый "изобретатель" сегодняшнего праздника...

Покров на Руси прижился по сугубо календарным причинам - он идеально совпадает с периодом окончания сельхозработ и первым снегом (отсюда традиция переносить свадьбы на "после Покрова" и мн.др.)...

Смешно читать глубокомысленные рассуждения нынешних моск.патриархийных попов о "богословской глубине" этого праздника -
памятника княжескому произволу
и безразличию народа к содержанию того, что он, собственно, "празднует"

==============================================================
  shiropaev : небольшой комментарий. На курьезные особенности истории происхождения праздника Покрова я, помнится, обратил внимание еще лет десять назад. Равно как и на историю происхождения популярной богородичной молитвы "Взбранной воеводе победительная". Она была написана предположительно Романом Сладкопевцем по случаю избавления Константинополя в 626 году от "нашествия варваров (в том числе славян)". Этот кондак стал первым в тексте богородичного акафиста, впервые прозвучавшего в 860 году, когда Константинополь избавился от флота "воинственных росов" (или русов). Особый гротеск состоит в исполнении этой молитвы нынешними "православными патриотами" на своих крестных ходах. Что, впрочем, логично: ведь они наследники новой Византии - "Третьего Рима", а не Руси...

Несколько "теплых" слов об Андрее Боголюбском. Его мать была степнячкой, что хорошо видно по реконструкции Герасимова (фото приводит В. Голышев). Именно Боголюбский начал закладывать основы будущего самодержавия. По существу, он противопоставил Северо-восточную Русь, Залесье всей остальной Руси, создавая особый культурно-государственный феномен, который позднее получит название Московии. Андрей первым начал московитское «собирание русских земель», подмяв рязанских, муромских, смоленских, кривских, волынских князей (отсюда и поход против Новгорода). Деталь, ставшая определяющей для позднейшей московской экспансии: взяв в 1169 году Киев, Боголюбский отдал его своей рати на трехдневное разграбление. Это было неслыханно: князья-«междоусобники» не поступали с русскими городами так, как этот «собиратель». Историк Л. Гумилев отмечает, что для Андрея «Киев был столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок». Сказано верно, но недостаточно. Чужой для Андрея Боголюбского была вся Русь как таковая: вольная, самобытно-регионалистская, с европейской культурой и вечевым строем. Андрей отстаивал принципиально иную цивилизационную модель, он хотел русскую историю переформатировать в историю российскую. Но время еще не пришло. Живи Боголюбский на шесть десятков лет позже, то обрел бы в этом деле могущественного покровителя - Батыя. Но эта историческая удача (роковая для русских) выпала на долю его потомка - Александра т.н. Невского...

Даже монархические историки вынуждены констатировать всенародную радость по поводу смерти Андрея Боголюбского: «казалось, что государство освободилось от тирана». Началось восстание и всеобщее избиение функционеров ненавистного авторитарного режима. Народ с трудом утихомирили церковники...
Андрей же Боголюбский по сей день почитается нашими монархистами как "первый русский царь".
Previous post Next post
Up