Не верь жене и тормозам

Mar 05, 2020 11:56

Зима эта для тракерской Америки выдалась тяжелой. Дело было даже не в морозах или общей ее продолжительности, а в очень непредсказуемой импульсивной погоде. Достаточно сказать, что трансконтинентальные интерстейты в этом году закрывались примерно 80 раз, из них 65 раз - трасса I-80 в Вайоминге.

Про этот штат, один из самых малонаселенных, диких и опасных в плане дорожных условий, я уже писал ранее. И даже не один раз. К сожалению, все идет к тому, что эта песня будет вечной. Ураганные ветра, высоты 2300-2500 м, резко и непредсказуемо меняющаяся погода - все это создает условия для тяжелых аварий, в которые попадают подчас более сотни машин всех классов. Именно такая произошла в воскресенье, 1 марта, на участке 80-го интерстейта в районе города Роулинс.



В тот день я возвращался в Сиэтл с ист-коста и встал на ночь в Западной Айове, почти на границе с Небраской, недалеко от Омахи. У меня был выбор - идти югом, 80-й трассой через Вайоминг, Юту и Айдахо, или же смещаться севернее, на 90-ю, и уходить через Саут Дакоту в Монтану и уже оттуда, вдоль канадской границы - в Восточный Вашингтон. Как и в предыдущих случаях, решения я принял на основе метеопрогнозов, выдаваемых сервисом Ventusky и myRadar. По всему выходило, что после 15-00 80-ку в Вайоминге накроет снежный шторм, что в 90% случаев приводит к ее закрытию на неопределенное время. Поэтому, хотя южный маршрут быстрее и в целом удобнее, я пошел севером.





Так выглядели данные метеопрогноза. Слева - полученная от Ventusky карта осадков на 15-00 воскресенья. Справа - фактические показания myRadar на 9-00 того же дня.

Известия об аварии дошли до меня ближе к пяти часам вечера. К тому времени один из моих приятелей по тракерской школе, Серега, успел позвонить мне и сообщить, что попал в мощную полосу снега в районе Рок-Спрингс, Вайоминг. Собственно, помимо жалоб на погоду, его интересовало мое мнение - вставать ли ему в Рок-Спрингс или Эванстоне, где расположены последние плюс-минус вменяемые тракстопы по пути на запад, или пробиваться в Юту, куда ему в итоге и было надо. Я посоветовал ехать, если в принципе есть такая возможность. Дорогу могли закрыть в любую минуту, а по карте выходило, что пурга задела Серегу только краем, и основной ее удар последует восточнее, по тому месту, которое он уже прошел. Я тогда подумал, что всем тем, кто идет за ним, сейчас резко перестанет быть весело. Так и получилось.

В корпоративный чат посыпались видео с места событий. Вначале сообщалось о двенадцати траках, потом о сорока, потом о девяноста… Закончилось все цифрой примерно в 140 транспортных средств всех типов. Трое погибших, один критикал кондишн, еще примерно два десятка отделались переломами. У одного из побитых из трака после аварии сдриснул любимый бультерьер - сейчас бобика ищет весь неравнодушный фейсбук. Впрочем, думаю, что блохатого уже сожрали местные волки.

Я уверен, что в американских профильных комьюнити никто не читал ни Герцена, ни Чернышевского. Мало того, тракеры о таких даже не слышали. Но вопросы «кто виноват?» и «что делать?» поднимаются регулярно. Кто-то требует закрывать Вайоминг к чертям на всю зиму. Кто-то предлагает драть местных дорожников за несвоевременные действия по противогололедной обработке. Кто-то катит бочки на самих попавших в замес, как на не соблюдающих скоростной режим, да и вообще не умеющих ездить. В общем, как и после всякой большой аварии/катастрофы, появляется 100500 мнений самой разной степени обоснованности, которые закономерно выплескиваются на страницы соцсетей. Поскольку я в этом вопросе ничуть не скромнее или молчаливее других, позволю себе высказаться.





Вид из кабин траков на дорогу за 10 миль до точки замеса (слева) и непосредственно перед ней (справа)

Начать надо с того, что труд водителя-профессионала, как и моряка или летчика, вообще довольно опасен. Сам по себе, безо всяких природных факторов. Если на покорителей водных и воздушных океанов воздействует в основном природная стихия, то люди, работающие на дороге, находятся под постоянным воздействием стихии человеческой - других людей и машин, образующих то, что и называется дорожным движением. Попытки регламентировать эту систему, сделать ее безопаснее и адекватно реагирующей на внешние раздражители в виде погоды, предпринимались неоднократно. Как, без сомнения, и будут предприниматься в будущем. Но сути событий это не поменяет - дорога будет забирать деньги, здоровье и жизни. Такова ее природа. Или, если подходить к теме еще более философски, все это есть плата за возможности быстро перемещать людей и грузы на большие расстояния.

Что касается чисто тактических аспектов происхождения завалов на интерстейтах, то их основой, безусловно, являются особенности местной погоды. А именно резкий переход от относительно приемлемых условий для движения к катастрофически опасным. Часто состояние дорожного покрытия резко ухудшается в местах, где присутствует уклон дороги - то есть на спусках в долины или подъемы на перевалы. Еще чаще все это сопровождается резким ухудшением видимости. Повторюсь, все это характерно именно для широт, соответствующих американскому Среднему Западу.

Так, масштабные завалы ближе к канадской границе, например, довольно редки. Потому что зима там приходит в ноябре-декабре и уходит в марте-апреле, и все положенное время на дороге и около лежит снег. Соответственно, условия для движения там плохие, но они СТАБИЛЬНО плохие. Ровно то же самое касается юга США - а именно, интерстейтов, проходящих вдоль мексиканской границы и далее на восток вдоль побережья Мексиканского залива. Там какие-то ЧП случаются еще реже. Основная же зона риска - те части страны, куда непогода приходит время от времени, ломая привычный ритм жизни и движения по дорогам.



Спасатели на месте событий

Конечно, есть и более специфические проблемы. Так, людей, способных уверенно управлять восемнадцатиколесником на снегу и льду, в американском тракинге пренебрежимо мало. Объясняется это тем, что соответствующие реакции ставятся при длительном (несколько месяцев подряд) опыте эксплуатации большегрузов в таких условиях. На территории нижних 48 штатов просто нет мест, где снег и лед лежат достаточно длительное для получения таких навыков время. Соответственно, получить его, навык этот, можно, только на регулярной основе работая на трансканадских маршрутах в зимнее время года. Людей, кто занимался этой темой, доли процента от общего числа водителей большегрузов. Остальные, попав в сложную ситуацию, полагаются лишь на благосклонность высших сил.

Можно кинуть камень и в техническое состояние местного автопарка. Основа безопасного движения трака в зимних условиях - резина. Нужен зимний Мишлен по кругу как минимум на тягаче, а лучше и на трейлере тоже. Переобуть трак (только трак, без прицепа!) в Мишлен стоит 5500 баксов. В дешевую китайчатину - 3000 баксов. Экономия, однако. Сейчас, когда цены на перевозки грозятся пробить очередное дно, владельцы компаний экономят на всем. Денег на дооборудование машин у них просто нет. Хорошо, если остается на плановые ремонты.

Ну и последний аспект - коробки. Есть куча народу, непонятно с какой стати считающих, что автомат опасен на снегу и льду. Так вот - говорю еще раз: это полная ерунда! Автомат позволяет не отвлекаться на возню с кочергой, и рулить двумя руками, что применительно к траку ПРИНЦИПИАЛЬНО повышает безопасность движения. Тем более - в сложных условиях. Автоматных машин много. Гораздо больше, чем тех, на которых стоит зимняя резина. Но тоже далеко не 100%. Полагаю, что не больше половины.



Четыре часа спустя. Спасатели подбираются к кабине трака.



Вечером того же дня

На момент написания этой статьи с момента аварии прошло четыре дня. Из них три дня трасса была закрыта - для того, чтобы быстро растащить это месиво, в Вайоминге просто не было необходимого количества техники. Плюс следственные действия - люди погибли, все же. За это время появились первые, неофициальные версии случившегося. По наиболее достоверной из них, трак одного из крупных шипперов попал в зону ограниченной видимости и сколькой дороги в зоне действия ограничения скорости 55 миль в час. Водитель, видимо, не обладая должными навыками движения в таких условиях, замедлился примерно до 25 миль в час. Может быть, он не включил аварийку. Может, в момент начала замеса он находился на льду. Так или иначе, ему в задницу влетел шедший за ним трак, имевший на спидометре те самые 55. Дальше их развернуло, и остальные участники просто творчески дополнили эту кучу-малу. Так это, или не так, доподлинно неизвестно. Да, наверное, и не важно.

Сейчас на ютубе появилось довольно много подборок видео с этого замеса. Размещу несколько штук, для понимания колорита ситуации. Самостоятельно материал можно поискать по запросу «wayoming pile up march 1 2020»

image Click to view



image Click to view



image Click to view


мысли вслух, берег левый - берег правый, дальний бой, штаты

Previous post Next post
Up