Бога нет

Dec 03, 2011 19:08

В эти дни здесь должен был быть совсем другой текст, но раз уж хмурый Аман-Гельды упорно строит из себя униженного и оскорбленного, разговор пойдет как раз о нем.

Последний месяц Тулеев в Кузбассе не столько губернатор: он лидер регионального списка ЗАО «ОПГ „ПЖиВ“» - политической партии «Единая Россия». Из всей утвержденной на сентябрьском съезде партии десятки что-то существенное представляет лишь Борис Михалев, остальные фигуры сугубо дутые. (Например, актер Владимир Машков, так и не снявшийся за всю свою творческую жизнь ни в одном приличном фильме, и, видимо, от этого подавшийся в депутаты, или же боксер Николай Валуев, имеющий уголовное прошлое - спортивная гордость Кузбасса однажды поколотил пенсионера, или же идущий в Госдуму на второй заход Александр Фокин, появляющийся в регионе лишь в разгар предвыборных баталий, и так и не уяснивший правильную форму склонения топонима региона, интересы которого он так рвется представлять).

Тулеев вообще за квадратными скобками этого списка - выступает в нем как паровоз, которому нужно протащить в Думу всех этих людей; в письмах к жителям области Аман-Гельды так и пишет: «Я из Кузбасса никуда не уеду, я здесь был и остаюсь, и делаю этот шаг осознанно для того, чтобы партия набрала больше голосов», что звучит как ультиматум. И «если на выборах победит „Единая Россия“, то наши программы, особенно по строительству жилья, детских садов, дорог, мы сможем реализовать в ближайшее время» - а это уже похоже на шантаж, хотя он перечислил всего лишь малую часть из насыщенного спектра своих непосредственных обязанностей. Впрочем, для Кузбасса не ново - на подобного рода риторике вот уже больше двадцати лет и держится вся политическая карьера «дорогого Амана Гумировича».

В начале ноября ФОМ опубликовал рейтинг доверия российских губернаторов
, в котором кузбасский облначальник занял почетное первое место - согласно данным исследования, 78% населения одобряют его работу. Причин тому несколько. Начнем с того, что это более чем примелькавшееся лицо - в разные годы Тулеев успел побыть народным депутатом РСФСР, министром РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, трижды баллотировался в президенты, да и губернаторское кресло за 14 лет под ним так ни разу и не прогнулось. Рейтинг доверия при этом не есть рейтинг эффективности; рейтинг доверия не является отражением индекса уважения. Тулеев въехал на пьедестал этого исследования (проводимого, кстати, по заказу администрации президента) исключительно за счет своих популистских заявлений, коих сделано несметное количество, за счет идеологической бесхребетности, выражающейся в умении менять убеждения, подстраиваясь под политическую конъюнктуру, за счет того, что устранил в регионе любые проявления гражданской самоорганизации, лишив к тому же жителей Кузбасса еще и ряда конституционных прав - свободы слова, собраний, а в некоторых случаях, похоже, уже и совести.

С лета этого года в области начался завтра заканчивающийся фантасмагорический аттракцион, суть которого сводится к следующему: если бы не «Единая Россия», кузбассовцы жили бы в говне. Построенный впопыхах автобан, спешно учрежденный благотворительный фонд, открываемые в самый разгар предвыборной кампании спорткомплексы и детские сады как бы должны демонстрировать силу и вес власти, заботящейся о своих гражданах. Пройдут выборы и плотность таких хороших новостей заметно уменьшится - это не российская примета, это традиция. (Как и откроют в Новокузнецке ферросплавный завод в черте города - ради красного словца единороссы готовы ввязаться в любую авантюру, что видно по их митингам - тем, где они «против жуликов и воров»).

Тулееву любые популистские заявления даются, впрочем, легко - за долгие годы в политике он познал талант, чем нужно педалировать, чтобы вызвать повышенное слюноотделение у своих поклонников. Когда в сентябре под Междуреченском собаки бойцовых пород растерзали малыша (а неуглядевшая за внуком бабушка повесилась), губернатор, понявший, что и на трагедии можно заработать ряд предвыборных очков, выдал предложение - мол, надо запретить эти живые орудия смерти. Чуткий Аман-Гельды даже не дождался, когда по-людски похоронят двух жертв все же человеческого разгильдяйства - и правильно, ведь пиар хорош лишь на свежей крови.

Ради строк в федеральных газетах и секундах славы на телеканалах он готов требовать повышения шахтерских зарплат (не имея для этого правовых механизмов - в Кузбассе нет государственных шахт), с радостью может устанавливать православные кресты-обереги на автотрассах (вместо того, чтобы органы ГИБДД усили контроль за торговлей правами в автошколах), ему ничего не стоит заниматься материализацией легенд народов мира - эпопея вокруг поисков йети кандидатом в депутаты от «Едра» Николаем Валуевым демонстрирует не политическую дальновидность, а лишь прогрессирующую деменцию одобряющего такие проекты губернатора.

Доходит до откровенной нелепицы - в течение пяти лет Тулеев не повышал так называемую «кузбасскую пенсию» (местную добавку к федеральной выплате, которая есть почти в любом регионе), а именно перед выборами продемонстрировал удивительную щедрость, накинув к пятистам рублям еще сотню. Основная целевая аудитория губернатора, думаю, оценит этот жест по достоинству - инфляция и повышение цен, вызванное как раз таким заботливым расточительством, съедят эти деньги гораздо быстрее, чем они попадут в первый кошелек.

В газетах об этом не пишут - такие нюансы в печати в регионе давно признаны не уместными; всем по умолчанию предлагается молиться на еще пока не замироточившего Аман-Гельды.

Губернаторские пропагандисты, размножающиеся в последнее время в социальных сетях продольным делением, отвечают насмехающимся над инициативами губернатора пользователям вот такими цветастыми комментариями - «А что вам так эта свобода-то нужна? Думаю, большинству интереснее стабильная зарплата, льготы, дороги и прочее». Блестящая мысль, не так ли?! Отношение власти налицо - радуйтесь, беспозвоночные, что сыты, и заткнитесь.

Именно поэтому, например, вы не узнаете из областных СМИ о том, что в обновленном недавно рейтинге качества жизни регионов России
Кузбасс заметно просел по сравнению со своими соседями - Томской и Новосибирской областями и республикой Алтай. Но пропаганда твердит обратное - кандидат в депутаты от ЕР Павел Федяев на теледебатах заливался соловьем, говоря про то, как все жители Сибири хотят жить именно в Кемеровской области. Но почему-то сами жители Кузбасса считают за благо свалить в какой-нибудь Новосибирск, Томск или Красноярск и вспоминать оттуда о сибирском ханстве, как о страшном кошмаре в их жизни.

В региональной прессе вы не увидите данных Росстата об уровне, предположим, криминогенной обстановки - с начала этого года в Кузбассе заpегистpиpовано 4507 пpеступлений, что выводит его на II место в СФО. Тем не менее, если каким-то эпизодам удается просочиться за пределы региона, как то было осенью прошлого года с сюжетом в «Специальном корреспонденте» о разбойном нападении на предпринимателей Шалыгиных
в поселке Большая Талда Прокопевского района, власть реагирует незамедлительно - Шалыгиных, напомню, элементарно деклассировали, подав нападение исключительно как разборки матерых преступников. ...И так же все помнят сюжет о ночных гонках со стрельбой депутата Кемеровского горсовета Андрея Барабаша - стоило этой истории оказаться в эфире Пятого канала
, из органов внутренних дел как-то внезапно уволился один из задерживавших лихого единоросса сотрудник полиции (по якобы личным мотивам). А все отчего: к нимбу Аман-Гельды ничего не должно прилипать.

Устранив свободу слова в СМИ, Тулеев решил посягнуть на свободу слова в частных онлайн-дневниках - блогах (скоро, видимо, доберется до кухонь с курилками). Первой ласточкой стал Сорокин, пофантазировавший на тему будущего региона без Амана, но с осадком от его многих лет правления - в результате получил уголовное дело
по отменяемой ныне статье УК о клевете. Завсегдатаем судов стали и юристы депутата Госдумы Нины Останиной - Тулеев возмущался чуть ли не каждым союзом в ее прямой речи, а послушные судьи один за другим удовлетворяли иски. Чего, впрочем, оказалось недостаточно - устранение оппонентов здесь поставлено на самом современном уровне, вплоть до привлечения хакеров - блог депутата ломали с целью удалить в нем все тексты, где хоть как-то фигурировал губернатор, уже давно потерявший ощущение рамок дозволенного. ...Те же слухи о смерти Тулеева, которые была в состоянии распустить только областная власть - без административного ресурса здесь определенно не обошлось - вылились именно в еще одно уголовное дело. (Как и прелестная карикатура
, опубликованная в ЖЖ у Дины Ахметовой - главные враги Амана уже и художники!). Вот она: квинтэссенция проблем - следователи занимаются поиском не растворившегося в Новокузнецке миллиарда, их не беспокоит, что коррупция пронизала все и вся; они преспокойно оформляют командировки в Питер, чтобы совершить выемку баз личных сообщений пользователей социальной сети «ВКонтакте», и с довольным видом ее изучают - в Кузбассе именно это является делом первостепенной важности.

На этом фоне я постоянно слышу фразу, которая уже кроме смеха ничего не вызывает - «Тулеев - сильный политик». Это не более чем устрашающая окраска - как у клопа-солдатика, под хитином которого прячется никчемная сущность. Сильному политику (если он и в самом деле считает себя таковым) нет смысла лицемерить и устранять несогласных - уверенный в себе и в своих силах деятель сам идет на диалог. Сильный политик не душит гражданские свободы, а наоборот заинтересован в их развитии - только тогда он сможет уверенно опереться на общество. Сильный политик завоевывает уважение не дешевыми популистскими ходами и принуждением к уважению, а эффективно работающими программами, ни кичась при этом своими заслугами. Сильный политик старается вырастить себе смену, а не устраняет даже намека на малейшую конкуренцию - потому что только тогда его дела могут быть продолжены в долгосрочной перспективе.





Всего этого у Тулеева нет. Для него вышеперечисленное - невообразимая роскошь. Появись там хоть одна составляющая, это, по сути, дало бы совсем нового политика, ничего не имеющего общего с нынешним ханом Кузбасса.

Сорокин, комментируя свое уголовное дело, обмолвился, что Тулеев «опоздал родиться на тысячу лет - в Средневековье он был бы идеальным монархом». Он не опоздал - не в той стране утоляет свои амбиции, и в каком-нибудь Казахстане смотрелся бы более адекватно, помогая Назарбаеву строить настоящую восточную деспотию. Но там разобрались без него; вот Кузбасс теперь и мучается. С хорошими дорогами, дешевым бензином и хлебом, но с заклеенным ртом. Как и принято в отсталых странах Средней Азии.

кузбасс, политика

Previous post Next post
Up