К нам едет ревизор

Oct 07, 2010 20:43

Ладно, к вам - разница непринципиальная; в субботу, 9 октября, в центральной библиотеке Юрги состоится творческий вечер Василия Попка. Не как журналиста - боже упаси, - как писателя. В определенном смысле некий элемент ревизии действительно возможен - герой грядущего мероприятия не только имеет вполне вменяемую позицию по отношению к сонму графоманов, расплодившихся за последнее время в Кузбассе (и город визита, разумеется, не исключение), но и славится наличием четких симпатий и антипатий в данной среде. Поэтому некоторым местным авторам лучше остаться в сей выходной день дома - привычной картины на библиотечных посиделках точно не случится; лыбиться, слушая восхитительные бредни «от коллеги к коллеге» разных пономаревых и иванченок (как это принято у юргинских литераторов), он точно не станет, - может и нахуй послать.







Я сложно отношусь к Василию Борисовичу, очень сложно. Много в нем всего намешано - и журналист, и писатель, и блогер, и путешественник. Писательскую сущность рассматривать не буду, в журнале yurga_lit это будет со временем сделано другими людьми; сам пытался осилить пару его произведений, но как-то, знаете ли, не пошло - иную литературу сейчас предпочитаю, дело не в авторе. А вот журналистская профессиональная составляющая мне кажется куда более интересной; все-таки в области его знают в первую очередь как акулу пера, которая и в воде не тонет, и в огне не горит, и еврейских проклятий не боится.

Хотя первое от второго неотделимо, и не нужно делать вида, что это разные люди - трогательный Попок-писатель и беспощадный Попок-журналюга. Это как общественный конфликт вокруг испостасей Михалкова; дескать, режиссер-то гениальный, но в околокиношной своей работе то еще говно. Вот и здесь - разделять не надо; одному перу произведения принадлежат.

Талант его огромен; это признают даже его враги. Другое дело - точка применения способностей. Убеленные сединами коллеги сейчас часто ностальгируют по восьмидесятым-девяностым - временам, когда профессия журналиста наконец избавилась от оков, когда появились свободы печати и слова. Ругать власть (не важно причем, какую - что Кислюка, что Тулеева) тогда считалось хорошим тоном, и Попок был вполне в струе, пока, как сам это спустя годы характеризует, «не опомнился». Так вот, если бы тогда не опомнился, наверное, сегодня осталась бы сохранена репутация.

Впрочем, сам он скорее всего считает, что никаких репутационных издержек нет - его весьма трогательное отношение к Тулееву, по его же словам, основано на фактах, и только на них. На самом же деле Попок всегда появляется там, где нужно уничтожить очередного губернаторского врага - и не важно, о конкретной персоне идет речь или о целой структуре. Все-таки он действительно мастер слова - и исполняет любую грязную работу виртуозно, разбавляя текст спорными аллюзиями и морально-нравственными нотациями. За это его в администрации области любят, читательское же отношение пиететом не пропитано.

Просто достаточно почитать письма о сабже в той же виртуальной приемной губернатора - в таких интонациях не выражают своего несогласия; это нечто большее, чем попытка заявить об иной точке зрения. И, что прискорбно, мнение у коллег также сформировалось вполне определенное. Вот что, например, пишет его антипод commentator40.

«Достаточно известно, откуда поступают заказы на большинство „разоблачительных“ материалов Василия Попка. Известно и то, что сам Василий Борисович давно уже ничего не расследует, а просто есть близ главной кемеровской площади такая контора, из которой в нужный момент, как можно предположить, возникает готовая папочка с персональной информацией и старательно просуммированным „компроматом“ на того, кого Попку заказали обличить в прессе. Иногда это „непослушный“ бизнесмен или общественный активист. Или неугодный властям кандидат в депутаты. Или даже активист Совета ветеранов, посмевший иметь по какому-либо поводу мнение, отличное от мнения областного руководства и всегда солидарного с ним прикормленного ветеранского начальства».
Но и есть и иная точка зрения, принадлежащая журналисту Александру Синцову.

«В таких журналистах как Василий Попок из Кемерово, сейчас заключены и партийный, и народный контроль, и госарбитраж, и прожектор перестройки, и обэхээсэс вместе взятые. А проще говоря, такие, как он, это - героические одиночки, до сих пор еще борющиеся за справедливость».
Данной публикацией в газете «Завтра» Василий Борисович весьма и весьма гордится - протаскивал ее даже через собственный блог; одно «но» - ей тринадцать лет, и понятия о справедливости в отдельно взятом регионе за эти годы весьма сильно изменились.

Ну а в блогере vas_pop - сетевом персонаже «вас_попе» - сошлись все его проявления воедино. Майское начало было многообещающим и предсказуемым - байкам путешественника и извлеченным архивам пришел на смену неутомимый пропагандист. Сегодня его журнал уже далеко не авторский - контент чуть ли не на треть заимствован у других пользователей платформы, а постоянные приветы ЖЖшным коллегам порядком утомили (ну, это понятно - аудитория «ванюш», «коммунистов» и «слепошароффых» крайне мала, нужно поддержать друзей-киллеров). Пациент постоянно путает показания: то говорит, что гуляем сам по себе, то вдруг заявляет, что пришел в LiveJournal из-за Сорокина - дескать, личный враг слишком распоясался, надо приструнить.

Но это было, однако, веселое лето - чтобы Попка заметили, он, как Мамай, прошелся по всем знаковым кузбасским Живым Журналам, рассказал, как его сжигали-взрывали, насколько плохи кемеровские евреи, из-за которых он не получил премию им. Сахарова, какие и когда позиции в рейтингах влияния занимал; мне всегда казалось, что тщеславие признак молодости, отнюдь. А потом понеслось: сначала восхищение, а позже и посыл в жопу shtukaturkin, шикарный диалог то ли с Кураловым, то ли с Тогулевым, бан от Сорокина; Попку посвящают стихи и басни - кто во что горазд.

Все-таки, если бы его давным-давно взорвали-сожгли, сезон прошел бы ровно, без эксцессов. А ныне, однако, впрыскивает в вялотекущую живожурнальную жизнь свою мощную струю - для вышеперечисленных анонимов он ни много ни мало эксперт по вопросам «большой» политики, агрегирующий у себя сплетни, интриги и скандалы.

Но не все, однако ж, плохо. За что лично я уважаю Попка, так это за его ту самую литературтрегерскую позицию - за поддержку молодых авторов, за противостояние графоманскому засилью, за презрение к моралистам, оказавшимся на деле моралофагами.

А в целом же очень грустно на все это смотреть. Печально наблюдать за тем, как талантливый журналист опускается до уровня дешевого шута, а судя по его последней реакции на обращение коммунистов из города, в который он собрался ехать, еще и трамвайного пошляка. Попытка же в очередной раз прокомментировать злодеяния Ермаковой выглядит дикой джигой на крышке гроба ее отца - даже у информационной войны, в конце концов, есть свои правила, когда стороны объявляют передышку; здесь же журналистская этика спит мертвым сном. ...На одно надежда: что эта его принципиальная позиция в сети хотя бы малость оплачивается. Ну, чтоб на водку хватало. Срам залить.

И напоследок одна маленькая фотография, коей герой грядущего творческого вечера очень гордится.




Написано, как можно догадаться, ярыми поклонниками Василия Борисовича. Маленькая ремарка - легко быть сволочью, когда за тобой губернатор. Удобно быть сволочью, когда достаточно одного звонка в суд из областной администрации. Я бы с удовольствием посмотрел на то, во что превратился бы сейчас Попок, не будь у него поддержки власти. И, так думаю, очень скоро уже это наконец увижу - пример с Карауловым весьма показателен.

Да, пока шарился в сети, разыскивая эту чудесную фотографию, лишний раз убедился в многогранности русского слова - поиск на «Яндексе» велик и могуч, как и язык, носителями которого мы все здесь являемся.

P.S. | Добро, так сказать, пожаловать!

кузбасс, медиа, литература

Previous post Next post
Up