Из Помпей мы поехали в Геркуланум. Время было около трёх часов, а вход в Геркуланум закрывается в четыре - надо торопиться. Сели на ту же электричку - Circumvesuviana, идти от вокзала наверное метров пятьсот всё время вниз пока не упрёмся в зону раскопок.
В Геркулануме выглянуло солнышко, и жизнь заиграла новыми красками.
Геркуланум был древнеримским торговым портом и курортом, где селились богачи. В отличие от Помпей он избежал начального натиска дождя из тефры, потому что ветер в первый день извержения дул в противоположном направлении. Однако затем направление ветра изменилось, и на город обрушились пирокластические потоки, которые просто закупорили все здания, и в таком законсервированном виде город сохранился даже лучше своего более знаменитого собрата по несчастью. Поэтому посетить Геркуланум очень стоит.
Пролежав долгие столетия под слоем застывшей лавы, Геркуланум, был найден в начале XVIII века случайно - фермером, копавшим на своем участке колодец. С тех пор город по чуть-чуть раскапывали. Проблема, что часть Геркуланума находится под кварталами современного городка Эрколано.
По оценкам археологов в Геркулануме жило около 4 тыс. жителей.
Старый город на фоне нового Геркуланума.
Внизу видна площадь в честь римского сенатора Нонио Бальбо
Путь к древнему городу пролегает по нависшему над раскопками мостику.
В городе, пролежавшем под лавой полторы тысячи лет, прекрасные вымощенные камнем дороги.
Дома в Геркулануме были преимущественно двухэтажные, но вторые этажи мало где сохранились.
Перекрытия чаще всего были балочные, но встречаются и невысокие своды. На улицу выходили небольшие окна, кое-где сохранились деревянные двери.
В части домов сохранились великолепные мозаики.
Один из домов. Так и называется - дом с деревянной перегородкой. Это один из самых красивых и прекрасно сохранившихся усадьб города Геркуланума.
Ещё один шикарный дом - дом с рельефом Телефа (сыном Геракла).
Сам барельеф
Один из двух сохранившихся атриумов (наличие двух атриумов указывает на то, что дом был сложен из нескольких частных домов.
Дом с чёрным залом - ещё один роскошный особняк города. Просторный зал украшен прекрасными фресками на чёрном фоне. Отсюда и название дома.
Дом с оленем входит в число самых пышных жилищ Геркуланума, с террасы которых открывается великолепная панорама залива. Внутри была обнаружена хлебная лепёшка с печатью Селера, раба Грания Верия, отпущенного незадолго до извержения, что позволило идентифицировать владельца дома.
В саду были обнаружены круглые мраморные столы и две скульптурные группы, каждая из которых изображала оленя, загнанного собаками.
Остатки пола из разноцветного мрамора.
На стенах прекрасные натюрморты
Ещё дом, не помню, какой
Ещё остатки всяких домов
Термополия - лавка (таверна), где подавали горячую еду и вино.
Площадь на приморской набережной в честь местного жителя, римского сенатора Нонио Бальбо (Terrazza di Marco Nonio Balbo). Проконсул Нонний Бальб даровал городу Загородные термы, выходящие на эту террасу. В благодарность на площади установили его статую и алтарь.
Хранилища для лодок с останками жителей Геркуланума
Также на территории раскопок имеется небольшая экспозиция с древнеримскими находками.
и прекрасными фресками.
Современный Эрколано малюсенький. Самое примечательное - небольшой фонтан около вокзала.
Мне понравился автомат для продажи лекарств. Вот бы нам такой
Школьный автобус как раз привёз малышей.
Геркуланум не очень большой, мы обошли всё часа за полтора. В Неаполь вернулись около семи вечера, зашли в Дезигуал на центральном вокзале и купили мне кофточку. Ноги уже отваливались, поэтому решили ехать домой на метро, а заодно посмотреть "Метро дель арте" (галерею современного искусства в метро Неаполя), расположенную на линии 1.
Как раз наша линия.
Проехались по станция Dante
и Университет
На этом этапе нам наскучило современное искусство, и мы отправились домой переодеваться и сушиться. А потом пошли ужинать. В гостинице нам посоветовали
La Taverna di Santa Chiara.
Бесподобное место. Всё, что мы заказывали было выше всяких похвал. И рыбные закуски, и суп, и жареный сыр.
Разговорились в хозяйкой. У неё на стене картина с дымящимся Везувием, 18-го века наверное. И народ спокойно гуляет. Говорим, как же так, люди знали об извержении и не боялись.
- Боялись, конечно, но мы фаталисты, верим в предопределенность судьбы. Вообще фатализм - наша жизненная философия, - улыбается.