Вчера вечером на побывали на спектакле "Маскарад" театра Вахтангова, постановка Римаса Туминаса. Я помню его "Эдипа" в прошлом году, поэтому очень хотела попасть и на этот спектакль. Спектакль проходил в зале "Ханы Ровино" в Габиме, и это очень символично. Ведь Габима сейчас празднует своё столетие, а Вахтангов был её первым художественным руководителем. В фойе театра целая выставка, посвящённая истории театра. Очень интересная. Если б ещё спектакли соответствовали. :(
А спектакль просто сделал мне вечер. Он необыкновенно красив. Просто невозможно оторвать глаз. Я даже порадовалась местам на галёрке - с близкого расстояния оценить визуальный ряд было бы невозможно.
Хореография бесподобна. Костюмы замечательные. Самая главная декорация спектакля это снег, такой сказочный снежок, который постоянно кружится по сцене, и все нарастающий снежный ком, который наподобие ржавой трубы из "Эдипа", символизирует неотвратимость судьбы и неизбежность трагического финала. И музыка, удивительно прекрасная музыка Арама Хачатуряна, которая связывает все сцены воедино.
"Маскарад" Туминаса очень оригинален, полон символов и загадок. Например труп с зажатой в руке картой, всплывающий раз за разом, сколько бы его ни топили в проруби. Или неожиданно выехавший на сцену хоккеист, который и сам удивился своему появлению. Огромная рыба, которая, насколько я поняла, символизирует свободу. Или пианино, которое не издаёт ни звука, сколько бы маэстро ни напрашивался на аплодисменты. Ведь музыка - она повсюду, она звучит сама по себе, а не тогда когда к этому прилагают какие-то усилия.
Последняя сцена особенно зловеща, когда под звуки хачатуряновского вальса заснеженный Летний сад превращается в кладбище, его решетка - в могильную ограду, а умершая Нина - в статую.
Из артистов самой убедительной была Нина. Такая по-детски наивная и трогательная, в воздушном кисейном платье. Она сама невинность. Также очень понравилась баронесса Штраль (Лидия Вележева). Блестяще сыгранная роль. Арбенин в исполнении Евгения Князева хорош, но мне он показался коварным и жестоким. У Лермонтова Арбенин задуман раненым в самое сердце любящим мужем, остаивающим свою поруганную честь. Князев же производит впечатление свирепого злодея с самого начала спектакля, который лишь ждал повода, чтобы сорвать с себя маску добропорядочности.
Очень интересный и необычный спектакль, оставляющий зрителя в глубоких раздумьях. Очень рекомендую посмотреть.