Снова очень много прочла, попытаюсь написать хотя бы коротко.
1. Алексей Иванов, "Тобол. Мало избранных"
Вторая часть эпопеи о реформах Петра I в Сибири. Эта книга меня не особо увлекла. Написано как всегда мастерски, но прежние книги писались от души, а эта уже наверное просто по договору. Нашла
рецензию, которая отражает мои мысли. Это очень умелый текст. Иванов может в одном абзаце, как бы походя, пересказать содержание и предысторию картины Василия Перова “Никита Пустосвят. Спор о вере”, даже не называя само полотно. И это очень полезно: вот пойдет читатель в музей и там сразу узнает сюжет, разберется, что к чему.<...>
Но когда-то он рассказывал читателям все это с жаром миссионера, который проповедует дикарям, зная, что они его в любой момент могут зажарить и съесть. Теперь же он больше похож на скучающего телепастыря, у которого давно не горят глаза. Он рассказывает все это по инерции. И да, Сибирь не его регион, она его, в отличие от Урала, не интересует, она ему чужая, и это видно из текста.
Впрочем, дело не только в этом. В старых романах, посвященных Перми и окрестностям, Иванов превращал нормальный, интересный, но в общем-то обычный российский регион в чудесную страну. Романы были равны или даже были более велики, чем регион. А вот Тобольск с его кремлем - сами по себе невероятное чудо. Гораздо большее, чем сам роман.
2. Джон Ирвинг, "Правила дома сидра"
Это наверное все уже читали, а я навёрстываю упущенное. В центре сюжета приют Сент-Клаудс, где живут брошенные матерями дети, и где рождается и взрослеет главный герой книги - Гомер. Врач, управляющий приютом, видит в Гомере своего преемника, но последнего не устраивает, что наставник тайно делает аборты, Гомер не хочет этим заниматься.
Книга отличная. О том, что есть добро, а что - зло, о любви, о долге, о нравственном выборе и жизненном предназначении, о праве человека распоряжаться своей жизнью и об абсурдности каких бы то ни было правил. Отлично выписанные персонажи, правильные идеи. Совершенно прекрасная книга.
Предупреждаю: много физиологии.
3. Анатолий Курчаткин, "Полёт шмеля"
Главный герой книги - поэт Леонид Поспелов, прославившийся ещё в шестидесятых, а в наши дни в попытке остаться на плаву он пускается в мутные шашни с кремлёвскими чиновниками. Писатель говорит, что отдал своему герою "уж никак не меньше 70 процентов собственной биографии": детство, армия, институт, встреча с Окуджавой, разборки с обществом "Память". Хорошая книга, мне понравилось. Спасибо
sova-f за рекомендацию.
4. Антонина Пирожкова, "Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле - и не только о нем."
Воспоминания второй жены Бабеля. Она была инженером московского метро и преподавателем МИИТа, автором первого в России учебника по метростроению. Прожила 101 год. Очень много сделала для реабилитации доброго имени мужа, без устали искала его утерянные архивы, пыталась издать его не напечатанные произведения. В своих воспоминаниях она описывает свое сибирское дореволюционное детство, студенческие годы, встречу с Бабелем и жизнь с ним, описывает его причуды и странности, его остроумие, розыгрыши, встречи с известными писателями, поэтами, режиссёрами: Горький, Эренбург, Михоэлс, Эрдман, Олеша... Очень много пишет о быте, о своей работе, больше половины воспоминаний посвящены этому, а мне, например, это совсем неинтересно. Факты, события, встречи. О чувствах к Бабелю ни слова, никаких эмоций, абсолютно ничего личного. Как-то слишком сухо, на мой взгляд.
В общем в целом интересно, но написано довольно бесталанно.
Примерно так:
"Мы вернулись из эвакуации, но в нашей комнате поселились клопы, которых мы травили, а затем шили занавески, и так наступил 46-й год. Рядом с нами поселился алкоголик, и мы страдали от его присутствия 17 лет. Мы попросили Эренбурга вернуть нам наш ковёр, а о Бабеле так и не было никаких вестей."
или
"К ужину были зажарены куропатки, которых мы встречали в степи то тут, то там..."
И всё в том же духе.
Примечательны заметки Пирожковой о Енукидзе. Я помнила о нём как о растлителе несовершеннолетних, да и википедия пишет, что "он единственный из советских деятелей такого уровня был официально обвинён в систематическом совращении малолетних девочек." У автора же он просто душка и милый во всех отношениях человек.
Интересна цитата из Горького: «Написал, старый дурак, одну по-настоящему стоящую вещь - “Рассказ о безответной любви”, а никто и не заметил». А я любила его "Детство. В людях. Мои университеты" и "Жизнь Клима Самгина".
Кстати наткнулась в книжке на фразу: "Меня поселили в одной комнате с молодой и милой женщиной Ольгой Анатольевной Бакушинской, которая оказалась дочерью профессора А.В. Бакушинского, ...".
А может бабушка и была милая, в отличие от внучки. :)
5. Грекова, "Свежо предание"
Эта книжка, изданная в 1995-м в США и переизданная в 2008 году в России издательством "Текст" в серии "Проза еврейской жизни", пролежала в столе писательницы 35 лет. Потому что роман этот про антисемитизм при советской власти: и бытовой, и государственный. История еврейской семьи, которая прошла через революцию, годы сталинского террора, дело врачей. Как говорит героиня романа Надя: "А когда-нибудь про наше время скажут: свежо предание..."
Очень хорошая книга. Рекомендую.
А ещё помните, был такой фильм Говорухина "Благословите женщину"? Оказывается он снят по роману этой писательницы. Надо почитать другие её книжки.
6. Елена Михалкова, "Нет кузнечика в траве"
Новый детектив Елены Михалковой. Заштатный посёлок Русма - глухая российская глубинка: пьянство, насилие в семье и школе и прочие маньяки. Страшная книга, но очень хорошая. Рекомендую.
Начала было читать 7. "Манюню" Нарине Абгарян. Написано живо, красочно, но не более того. Вряд ли буду продолжать.
Бабушка автора повергла меня в шок. Просто домомучительница. Вот только несколько её подвигов:
- в борьбе со вшами побрила налысо не только свою внучку, но и ее подружку - совершенно чужую девочку. Нас в детстве во время обработки от вшей даже не стригли, а уж чтоб брить - такое наверно только во время войны и бывало.
- свернула шею птенцу, которого девочки пытались выходить.
- запустила в цыганку сковородой.
Про бесконечные оскорбления, унижения и шлепки я вообще молчу.
Как мне всё же повезло с бабушками.
8. Михаил Лабковский "Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым."
Совершенно не понравилось. Неужели автор действительно психолог? Создаётся впечатление, что это просто умелый коучинг.
Категоричность, нравоучения, навешивание ярлыков, советские комплексы 70-х годов, миссионерская попытка научить всех жить и очень низкий уровень самого автора. Все разумные мысли, которые проскальзывают в книжке и так всем известны, а всё остальное - просто набор шаблонов и категоричностей.
Всё, я иссякла, остальное в следующий раз.