Теория комы. Кто вы, миссис Уотсон?

Jan 01, 2017 21:04

Пока что без иллюстраций. Думаю, с учетом обстоятельств, меня можно простить за это. Иллюстрации будут позже.
Автор поста moire_rebma

Сегодня начнем разговор о персонажах третьего сезона.

Те, что были нам известны по двум первым сезонам, «сильно изменились за лето». Джон обзавелся усами и невестой, Андерсон бородой, Молли женихом и привычкой раздавать пощечины, голос миссис Хадсон стал противнее, а сама она болтливее, Лестрейд готов опекать Шерлока чуть ли не как родной брат, что же касается самого родного брата, то он внезапно решил вспомнить навыки работы «в поле», как какой-нибудь рядовой агент, хоть и ненавидел «работу ногами».

Но, несмотря на произошедшие изменения, эти персонажи все же узнаваемы, и два из них даже впоследствии немного отыграли назад: Джон сбрил усы, а Молли расторгла помолвку.

Новые персонажи - речь, конечно, о значимых новых персонажах - не появляются в сериале внезапно. К появлению каждого из них нас подготавливают. Это общая их черта. Еще одна общая черта: каждый из них так или иначе напоминает Шерлока.

С кого начнем? Чисто хронологически, наверно, стоило бы начать с Мэри Морстен. Но хронология здесь довольно условная. Почва для появления Чарльза Огастеса Магнуссена была подготовлена раньше. Еще в спешле «Многих лет жизни» мы видели газету корпорации «CAM Global News», которой он владеет.

И все же начнем с Мэри.



Когда мы впервые ее видим, нам не видно ее лица. Джон стоит у могилы Шерлока. Со времени спешла «Многих лет жизни» он изменился. У него появились усы. Потом мы узнаем, что он носит их минимум полгода. Затем камера показывает нам Джона со спины. Мы видим и Джона, и камень. Слева к Джону подходит женщина. И она заслоняет собой могильный камень. Камера отодвигается и мы, в общем, понимаем, почему эта женщина оказалась рядом с Джоном. Одеждой она отдаленно напоминает Шерлока. Пальто, голубой шарф, черная шапочка на голове (кудри Шерлока были черными). Она крепко держит руку Джона и не намерена его отпускать.

Камера уходит вверх, показывая нам теперь и Джона, и эту женщину, и могильный камень, а затем начинает вращаться, и мы переносимся в Сербию.

После Сербии действие раздваивается. Джон едет в метро. Шерлока везут на служебной машине. Джон входит в свою бывшую квартиру на Бейкер-стрит. Шерлока после сербского плена приводят в порядок в кабинете-бункере Майкрофта. Джон разговаривает с миссис Хадсон о Шерлоке и переменах в своей жизни. Шерлок спрашивает Майкрофта о Джоне.

У нас идет перебивка действия. И мы понимаем, что сцена в бункере Майкрофта и сцена в квартире на Бейкер-стрит происходят одновременно.

И вот что происходит. В гостиной на Бейкер-стрит пыль. С тех пор как ее покинули Джон и Шерлок, миссис Хадсон там не убиралась и даже не заходила. Но из чего состоит пыль?

Еще Холмс АКД объяснял разницу между уличной пылью и домашней: цвет, консистенция у них действительно разные, и Холмс различал эти два вида пыли.

Мы знаем, что домашняя пыль в основном состоит из отшелушенных частичек человеческой кожи. На случай, если зритель этого не знает, в «Безобразной невесте» нам об этом сообщили. Явившийся на зов Холмса призрак профессора Мориарти любезно напомнил нам об этом обстоятельстве: домашняя пыль состоит из частичек человеческой кожи. И чья это кожа? Разумеется, в основном тех, кто там живет. В нашем случае это Шерлок и Джон. В гораздо меньшей степени это кожа миссис Хадсон. Она туда заходит иногда и чаще всего для того, чтобы произвести уборку. Ну и, конечно, отдельные частички - от друзей и просто посетителей. Но большая часть - все-таки от Джона и Шерлока. Кстати, эти частички несут в себе человеческую ДНК.

О том, что пыль важна, нам напоминают и композиторы, написавшие отдельный трек «The Dust».

Именно в этой комнате, полной пыли, Джон сообщает миссис Хадсон новость: он встретил женщину и собирается на ней жениться. Замечательны отдельные реплики из этого разговора. «Так быстро после Шерлока?», «Как его имя?», «Нет, я не болен, нет, и не эмигрирую». Что же запоминает зритель? А как всегда, последние реплики, к тому же такие забавные: «Я вообще не гей!» Но в этом разговоре важно не то, гей Джон или нет, а то, что было перед этим.

Что же происходит в бункере одновременно с этим разговором?

Шерлок ведет себя странно. Конечно, он не видел Джона больше двух лет, взволнован предстоящей встречей с ним, все это понятно. Но… для человека, который только что вырвался из сербского плена, где совершал вполне себе мужественные поступки, поведение Шерлока слишком женственное. Нам всеми средствами это подчеркивают. Ребята, это женское поведение.

«Как тебе эта рубашка?». В прошлый раз он так тщательно одевался, когда собирался впервые встретиться с Ирен. Но тогда он выбирал костюм ради первого впечатления, собирался играть роль. Здесь что-то другое.

«Мы от них (усов Джона) избавимся». - «Мы?» - «Они его слишком старят, с ними и я буду выглядеть старше». Его и правда это заботит? Женщину бы заботило, но Шерлока?

«Ворваться на Бейкер-стрит, выпрыгнуть из торта». Из тортов обычно выпрыгивают стриптизерши, приглашенные на мальчишник. Что-то Шерлок вообще вразнос пошел…

Что еще там было? А, ну да. Газета. На первой полосе: загадочное дело со скелетом. Но на фото нет скелета, зато есть красная телефонная будка. Пока запомним.

Джон заказал столик на Мерилебон-стрит, 222. Это где-то неподалеку от Бейкер-стрит. Здесь говорящими являются и номер дома, и название улицы.

Наконец, Шерлок надевает пальто, идет «подышать воздухом Лондона и почувствовать биение его сердца». И, наконец, мы в том самом ресторанчике.

Джон назначил там свидание, и мы понимаем, что он ждет ту самую женщину. А Шерлок входит в зал раньше нее. И что же при входе? У одного из официантов (?) сигналит телефон. Шерлок каким-то образом (объясните мне, каким???) догадывается, что у официанта беременна жена, вот-вот родит, о чем он официанту и сообщает.

Стоп! Что происходит с дедукциями Шерлока? Одну из них мы уже видели в Сербии, и она была чудесна! Я даже собиралась написать об этом мету, которую, впрочем, не написала, но весь нарытый материал был использован в моем фанфике «Сербия». Суть в том, что Шерлок мог сделать все те выводы и сообщить о них сербу. Он мог догадаться по тату, по плохо выбритому лицу, по запахам, наконец (запахи мы с экрана, конечно, не ощущаем, но можно же догадаться, что человек, занятый избиением другого, не может не вспотеть, а вспотевшее разгоряченное тело отдает запахи интенсивнее тела, находящегося в покое, и Шерлоку, с его тонким обонянием, запахи могли рассказать о многом). Нам не показали эту дедукцию, но теоретически она была возможна.

Но чем таким особым пахнет «беременный отец»? Что такого особенного можно прочитать по плечам его рабочей формы? Я не знаю, а вы?

Он просто догадался.

Затем Шерлок подходит к Джону, на ходу маскируясь под официанта. Маскировка удалась блестяще: Джон его не узнает. И неудивительно: человек «в форме» психологически не воспринимается как отдельная личность, воспринимается лишь исполняемая им функция. Все официанты, таксисты, уборщики, почтальоны - на одно лицо. Мы это уже проходили.

Шерлок уходит за вином, которым он обещал «удивить» Джона. И вот тут-то и появляется Мэри. Для женщины, которой вот-вот сделают предложение, она выглядит странно. Черные серьги. Платье с переливом от светло-фиолетового в практически черный, черный растительный узор, оплетающий фигуру. Черные колготки. Светлые там лишь волосы. Мы видим ее со спины, видим, как она спускается по лестнице. Подходит к Джону: «Прости, что опоздала».

Я потому так подробно все это расписываю, что все вышеизложенное дает ключ к личности Мэри.

Дело в том, что мы только что видели рождение Мэри. Кто ее родил? Шерлок. Она порождение его гаснущего сознания. Не единственное. Но самое первое и потому самое важное. Кто она? И почему она такая?

Прыгая с крыши и понимая, что он может умереть, а значит, Джон останется совсем один, Шерлок вряд ли хотел оставить Джона наедине с огромным чувством вины. Кто-то должен был разделить горе Джона. Шерлок слышал, что Джон - не гей, из уст самого Джона (эпизод в Баттерси), поэтому, конечно, это должна была быть женщина. Джона привлек в Шерлоке ум - конечно, женщина должна быть умной. Джону и после смерти Шерлока может грозить опасность, но при этом Джон не бегает от опасности, значит, женщина должна быть, с одной стороны, сама опасной, с другой, суметь при необходимости защитить и себя, и Джона. Но такой она станет позже. А пока дело за малым.

Джон не должен грустить, он должен быть веселым - «merry». Но одиночество - повод для грусти. Значит, Джон не должен быть один, а еще лучше, если после смерти Шерлока состоится свадьба - «marriage», пусть Джон женится - «marry». И как должны звать его жену? Конечно, Mary. И она будет чуточку впереди Джона, как это делал и Шерлок.

Что только что произошло? Мы поиграли в слова. В сериале «Шерлок» этим играм отведено свое место. Джим Мориарти играет в слова, и Шерлок доказал, что способен играть не хуже Джима. И правое, не отключившееся, полушарие мозга Шерлока как раз этим и занимается: играет в слова, играет в ассоциации. Мы можем продолжить игру. Например, в коридоре второго этажа квартиры на Бейкер-стрит на обоях есть растительный орнамент, подозрительно смахивающий на изображение индийской конопли - марихуаны. Ну, миссис Хадсон увлекается травками, это увлечение не чуждо и Шерлоку, и подобное изображение вполне к месту. Но Шерлок, как мы знаем, «чист», посему изображение изгнано в коридор, а не находится прямо в гостиной или спальне. Однако бывших наркоманов не бывает, Шерлок может сорваться в любой момент, поэтому изображение остается неподалеку. Ох, Арвел… Отвлеклись, возвращаемся к играм со словами. Марихуана - «marijuana». Созвучно именам Мэри и Джон, стоящим рядом. У нас снова брак Мэри и Джона. И Мэри впереди.

Так кто же такая эта Мэри? А я уже практически все рассказала. Она - порождение гаснущего разума Шерлока. Он сотворил ее из могильного праха, из пыли квартиры на Бейкер-стрит, одел в цвета смерти, траура и вдовства. И привел к Джону. Она - воплощение самой смерти. И кому она предназначена: Шерлоку или Джону? Строго говоря, обоим.

Теперь посмотрим на ее внешность. Мэри не повторяет внешность Людмилы Дьяченко, но все же похожа на нее. Людмила частично поучаствовала в создании образа Мэри. Она тоже килер. Она русская - а в биографии Мэри есть русский след. Один из паспортов Людмилы сделан на имя Alice Creed.

Сравните: A.C.R.A - Alice Creed Russian Assassin (Agent).

И A.G.R.A - C и G похожи по написанию.

Это не все. Адрес ресторанчика - Мерилебон-роад, 222. Людмила Дьяченко поселилась «в доме напротив» - напротив Бейкер-стрит, 221Б. То есть, четная сторона улицы. Дом номер 222 вполне подходит. А Мерилебон-роад находится неподалеку от Бейкер-стрит.

А теперь мы продолжим играть в слова. Мерилебон-роад. «Marylebone Road». «Mary-le-bone». «Мэри-Эл -бон». «Бон» - можно взять значение, как пишется. Кости или скелет (а скелет мы уже видели - помните газету, которую Шерлок просматривал в бункере? Заголовок «Тайна скелета»). Либо по созвучию - не «bone», а «born». Вспоминается мертворожденная девочка Мэри Элизабет Морстен. В общем, или «Кости Мэри Эл (Элизабет)», или «Мэри Эл (Элизабет) родилась». И родилась она прямо на наших глазах. Буквально только что Шерлок отправил некоего без пяти минут отца к его рожающей жене - и вот она, Мэри Элизабет Морстен, женщина без прошлого, носящая имя мертвой девочки.

Джон делает предложение Мэри. Пытается сделать. Говорит, что Мэри - самое лучшее, что произошло с ним за последние два года. Мэри соглашается. Два года без Шерлока - и вот Джон уже готов умереть. Потому и назначает свидание своей смерти. И Шерлок был прав, возразив Майкрофту: «Какая жизнь? Меня же не было!» Не было у Джона жизни без Шерлока.

Вспомните, как он выглядел, пока ехал в метро к миссис Хадсон. Не человек, а тень. И он вовсе не был похож на человека, готового оставить прошлое позади и двигаться дальше. Не похож на человека, которого радует предстоящая помолвка и брак.

А помните, что сказала Мэри, подойдя к столику? «Прости, что опоздала!» Она действительно опоздала. Года примерно на четыре. Она была желанна, когда Джон вернулся из Афганистана. Депрессия, поствоенный синдром, посещения психотерапевта. Попытки вести блог. «Со мной ничего не происходит». Пистолет в ящике стола…

От всего этого Джона излечил Шерлок. А теперь его нет.

Что происходит в рамках «Теории комы»? А вот что. Шерлок понял, что даже если он умрет - и выполнит тем самым условие Джима Мориарти - это все равно не спасет Джона от смерти. Джон все равно умрет, смерть все равно придет за ним, и Джон даже не будет сопротивляться ей, напротив, она будет желанна ему. Спокойная мирная жизнь не для Джона, Джон обязательно влезет в какую-нибудь авантюру, и некому будет прикрыть ему спину. Поэтому надо вернуться. Постараться сделать это любой ценой.

И там, в ресторане, Шерлок расстраивает помолвку. Вмешивается, спасая Джона от смерти. Конечно, это лишь отсрочка, но и она важна.

Мэри знает об обоих больше, чем стремится показать.

Вот что она говорит Шерлоку?

Посмотрим на этот диалог.

Мэри. О нет, вы...
Шерлок. О да.
Мэри. Боже правый!
Шерлок. Не совсем.
Мэри. Вы же погибли, бросились с крыши.
Шерлок. Нет.
Мэри. Вы мертвы!
Шерлок. Нет. Уверен, я проверял.

Интересно: как он это проверил?

Возможно, в этот самый момент они оба правы. Возможно, у Шерлока именно в этот самый момент там, в реальности, остановка сердца. Он же упомянул чуть раньше инфаркт? Вот это оно и есть: указание на проблемы с сердцем. И что делает Джон? Бьет Шерлока. Трижды. И каждый удар серьезнее предыдущего.
В реальности Шерлок получает три разряда электрического тока. И каждый из разрядов сильнее предыдущего. Судя по всему, сердце запустить удалось. И наша история продолжается.

Пока Джон ловит такси, Шерлок разговаривает с Мэри. И во время разговора мы видим, как Шерлок пытается «прочитать» Мэри. Видим попытку дедукции. Увы, левое полушарие его мозга практически в отключке, правое пытается взять на себя его функции, и это именно оно проводит дедукцию. Ну, как умеет, так и проводит. Мы видим облако информации, без всяких попыток как-то все это систематизировать, вычленить главное… Но это ненастоящая дедукция. Это, скорее, фантазия, выдаваемая за дедукцию. О том, какой должна быть женщина, которая понравилась Джону и которая сможет помирить Джона и Шерлока. Конечно, сам Шерлок должен ей нравиться. И он действительно ей нравится, о чем она Джону и сообщает.

Пропустим «мирные» сцены и перейдем к сцене «Джон в опасности». Мэри получает смс типа «библейский спам» и бежит к Шерлоку. Они расшифровывают смс и мчатся выручать Джона. Шерлок успевает спасти Джона. Мэри все время находилась рядом. А Леди Смерть и должна находиться рядом. Они оба в опасности, что ж удивительного, что она «пасет» обоих?

Теперь свадьба в «Знаке трех». Что свадьба «какая-то не такая», отмечали многие. Жених и шафер одеты абсолютно одинаково (что нормально), имеют одинаковые бутоньерки в петлице (а это уже ненормально). И непонятно, что происходит: то ли смерть венчает их обоих, то ли они оба женятся на смерти. Букет невесты очень красив, состоит исключительно из белых цветов, вот только подбор этих цветов странен: цветы несочетаемы друг с другом, и одни из них задушат другие. Джон выбрал цвет платья для подружек невесты - и это цвет вдовства. Многие дамы имеют этот цвет в своих костюмах, а одна (или две?) и вовсе явились одетыми в черное с головы до ног.

У нас точно свадьба? Или похороны?

На свадьбе едва не происходит убийство. Фотограф, внешне и манерами неуловимо похожий на Джима Мориарти, едва не убивает гостя - майора Джеймса Шолто. Майор странным образом похож как на Джона, так и на Шерлока, можно считать, что целью покушения на самом деле были они оба. А что же Мэри? А Мэри рядом. Она не осталась с гостями, она побежала вслед за Джоном и Шерлоком, она все время стояла за дверью Шолто, как и они.

На невидимое присутствие Джима Мориарти указывает и свадебное вино. Рассказ о нем у меня в черновом варианте, пока не будем останавливаться. Арвел молодец, что поставил на свадебный стол именно это вино. Оно реально существует, его можно купить даже в России.

А теперь перенесемся в офис Магнуссена. Серия «Его последний обет».

У Магнуссена есть компромат на Мэри. «Плохая девочка». Строго говоря, да. Смерть забирает много жизней, и не всегда это люди, чей жизненный срок подошел к концу по естественным причинам.

Шерлок застает Мэри в тот момент, когда она готова убить Магнуссена. Пока не будем останавливаться на том, кто такой Магнуссен и почему ему пора на тот свет. Лучше прислушаемся к разговору.

Магнуссен. Понимаю. Это из-за мужа. Но вы подумайте о нем. У вас чудесный муж, такой порядочный, честный, настоящий англичанин. Что бы он вам сейчас сказал? Нет, нет, постойте! Вы делаете это, чтобы оградить его от правды, но разве он бы этого хотел?

Вроде бы разговор о компромате, который Магнуссен имеет на Мэри. Или о чем-то другом? А может быть, Магнуссен пытается перевести стрелки на Джона? Чтобы наша Леди Смерть забрала Джона и отстала от Магнуссена - ну, хотя бы на время?

И о чем же она спрашивает Шерлока в первую очередь? Прислушаемся к разговору.

Мэри. Джон пришел с тобой?
Шерлок. Он...
Мэри. Джон здесь?
Шерлок. Он внизу.
Магнуссен. И что вы теперь сделаете? Убьете нас обоих?
Шерлок. Мэри, не знаю, что на тебя нашло, но позволь помочь.
Мэри. Шерлок, не вздумай приближаться, не то я тебя убью.
Шерлок. Нет, миссис Уотсон, я не думаю.
Выстрел.
Мэри. Мне очень жаль, Шерлок, клянусь тебе.
Шерлок. Мэри...

Здесь ли Джон? А Джон внизу. И Леди Смерть предупреждает, чтобы Шерлок к ней не приближался. Он все же делает шаг навстречу.

А ведь она была права. Шерлок как раз стоит в одном шаге от смерти, и раз он этот шаг делает…

И вот что интересно: нам напомнили о Рейхенбахе. Джон недалеко от Шерлока, но он внизу. И отвлекся он на то, чтобы помочь женщине (в Рейхенбахе это была миссис Хадсон), поэтому он неподалеку, но все-таки не рядом с Шерлоком. Шерлок делает шаг вперед - а он действительно его сделал, когда шагнул с крыши. Это смертельный шаг, поэтому Леди Смерть и попыталась его забрать. Но ей действительно жаль это делать. Шерлок - молодой сильный здоровый мужчина, его срок еще не пришел.

Музыка тоже напоминает нам о Рейхенбахе.

А вот Магнуссена Леди Смерть так и не убила. Намек на то, что Джим Мориарти остался жив?

Затем у нас вопрос о приезде скорой помощи. Она подоспела раньше, чем Джон успел бы ее вызвать. А в Рейхенбахе помощь была совсем рядом. Госпиталь, станция скорой помощи. Несколько бригад всегда наготове.

В Чертогах Шерлок пытается выжить. Леди Смерть напомнила ему о том, что он умирает. Но тайну самой Мэри Шерлоку приоткрыл Джим: «Джон Уотсон в опасности. Ну и жена у него!» Мэри опасна для Джона: вот что понял Шерлок. Поэтому он не остается с Джимом - хотя готов был уже сдаться. И он возвращается с того света - хотя врачи уже готовы были отказаться от реанимации.

И что он слышит? «Не говори Джону». Мэри просит сохранить ее тайну.

Шерлок не внял этой просьбе. Джон узнал. Ну, по крайней мере, узнал, что Мэри пыталась убить Шерлока, и что она не та, за кого себя выдает. А кто она? Ответ на флешке с загадочной аббревиатурой. A.G.R.A.

Я пыталась расшифровать это многими способами.

Возможно, рациональное зерно есть вот в этом варианте:

A. Assassination - убийство. Причем это не просто убийство. Это убийство в результате предательства либо совершенное наемником. Нам подходит и тот, и другой вариант.
G. Grave - могила.
R. Reanimation - реанимация.
A. Awakening - пробуждение.

Джон выбросил флешку в огонь. Прочел он ее или нет, мы не знаем. Возможно, с ее содержанием ознакомился Шерлок. Поделился ли он с Джоном тем, что узнал, мы не знаем.

Еще один носитель информации о Мэри убит Шерлоком. «Передай Мэри мою любовь. Теперь она в безопасности».

Что у нас осталось? Шерлок улетает на задание в Восточную Европу, оставляя Джона на попечение Мэри. Мэри обещает, что не даст Джону скучать. Ну, в общем… создавать Джону опасные ситуации она действительно сможет.

А еще у нас Мэри беременна. Вот-вот родит. Как думаете, кого может родить Леди Смерть?

Пока что мы знаем, что родится девочка. И вряд ли это будет обычный ребенок - с учетом того, кто ее родители.

Продолжение следует.

PS. Это был последний пост перед премьерой четвертого сезона. Но действительно: продолжение следует. Я и правда собираюсь продолжить.

Поздравляю всех с новым сезоном!
И с Новым годом!

Шерлок: 3 сезон, clueing for looks

Previous post Next post
Up